Техника - молодёжи 1991-06, страница 32

Техника - молодёжи 1991-06, страница 32

Военные знания

Геннадий АНИСИМОВ,

научный сотрудник

Полигон для Пентагона

это животное так или иначе олицетворяет проявления стихийных сил: молнию, гром, разного рода световые всполохи и зарницы. Не исключено вообще внимание древних людей к животным как предвестникам грозных и разрушительных явлений — землетрясений, сходу лавин, нередких в тех горных местностях.

Класс не вполне идентифицируемых техницизмов неоднороден по семантике, набору и сложности элементов. Здесь возможен широкий спектр трактовок непонятных на первый взгляд изображений (18, 27, 28), где мы видим парящие фигуры. Однако древний художник в некоторых случаях помещает рядом много-витковую спираль — символ космоса (28). А гигантское антропоморфное существо (13) показано на фоне каких-то летящих предметов. На рисунке (36) в центре — снова символ космоса.

В нескольких сюжетах человекоподобные фигурки имеют на головах устройства, напоминающие антенны (21, 29, 31, 32, 33). Но эти элементы можно толковать по-разному. Не вполне ясно и значение волнистых линий на рисунках (29, 37, 38), которые обычно расшифровываются как изображение змей. Но ведь в сюжете (37) у ног существа и в самом деле расположилась змея, а вот идущие от его рук вверх извилистые линии таковыми уж никак не могут быть. Согласно литературным данным, за ними иногда закрепляется значение небесного огня. Тонкие различия можно провести, по-видимому, лишь после компьютерной обработки больших изобразительных массивов. Точно так же не выявить с ходу значение элементов типа экранов, как на рисунке (22).

В целом рассматриваемых примеров, пожалуй, достаточно, чтобы убедиться: армянские наскальные изображения действительно представляют большой интерес для исследователей, вот уже четверть века ведущих поиск космитов в запыленных коридорах тысячелетий.

30

«Яркий след, оставленный подлетающей ракетой класса «земля — земля» в ночном небе над портовым городом Саудовской Аравии, указывал на ее параболическую траекторию. Внезапно он круто свернул, потом сверкнула вспышка. Солдат из расчета батареи американского зенитного комплекса «Пэтриот» радостно воскликнул: «Эй, я сбил ее!» Так западный корреспондент описывал бой в зоне Персидского залива, в котором не было убитых, раненых и пленных — его вела электроника. Мгновенно рассчитав траекторию иракской баллистической ракеты СКАД, она направляла навстречу зенитный управляемый снаряд, который и уничтожал ее. При этом иностранные обозреватели не упускали случая лишний раз подчеркнуть, что борьба с массивными СКАДами, обладающими значительной отражающей поверхностью, а поэтому легко захватываемыми американскими радиолокационными станциями сопровождения и наведения, велась исключительно эффективно. Оправдались и некоторые тактические приемы, новые конструкторские разработки.

По данным, опубликованным представителями разведывательных служб межнациональных сил, действовавших в зоне Персидского залива, к началу операции «Шторм в пустыне» Ирак располагал 32 стационарными и 36 подвижными пусковыми установками и примерно 500 — 800 ракетами СКАД советского производства. Тогда же многие иностранные (в основном американские) эксперты подчеркивали, что иракскому лидеру С.Хусейну ничего не стоит снарядить их боеголовки не обычной взрывчаткой, а 550 кг отравляющих газов. Взорвавшись над городом на высоте полугора километров, только одна такая ракета сможет уничтожить все живое на площади размером 800 и 4000 м. Но и обычный заряд сметет с лица земли все постройки в радиусе 50 м от места падения ракеты. Таким образом, общественное мнение исподволь готовили к многонедельным налетам на Ирак, когда авиабомбы и ракетные снаряды класса «воздух — земля», направленные «на позиции иракских ракет с ядерными и химическими зарядами», разрывались вблизи промышленных объектов, мостов и в городских кварталах.

Тем не менее это не помешало иракцам выпустить больше сотни СКАДов на Израиль и Саудовскую Аравию. Правда, часть их упала в пустыне, другие взорвались вблизи населенных пунктов. Судя по американским сообщениям, подавляющее большинство СКАДов было сбито расчетами зенитных комплексов «Пэтриот». В связи с этим на Западе всячески подчеркивались недостатки не только тактических ракет, но и другой советской боевой техники, поставленной Ираку и другим странам. Что касается СКАДов, то американский журнал «Тайм» констатировал: «Эта ракета неудобна в обращении и неточна, настоящий ди

нозавр. Разработанный Советским Союзом для доставки ядерных зарядов на небольшие расстояния, СКАД может промахнуться на целых 2 км. Он наиболее эффективен против больших городов, где важно не точно поразить небольшую цель, а терроризировать население...»

Как тут не вспомнить, что в период войны во Вьетнаме американские эксперты ехидно называли зенитные ракеты советского производства «неэффективными летающими телеграфными столбами», умалчивая, что именно они сбили сотни американских боевых самолетов.

...Переместившись в зону Персидского залива во времена ирано-иракской войны, американцы превратили и этот регион в полигон для испытания новой техники. Так, еще до начала конфликта, командование морскими силами, охранявшими танкеры, которые вывозили ближневосточную (в том числе кувейтскую) нефть в США, воспользовались обстоятельствами, чтобы опробовать многофункциональную систему обнаружения, сопровождения целей и наведения ракет. Это привело к трагедии — сверхсовершенная электронная аппаратура «Аэгис» крейсера «Винсенесс» вывела зенитную ракету на иранский авиалайнер. Погибло более 280 человек («ТМ», 1990, № 8).

В начале 1991 года тот же район выбрали для проверки в боевых условиях новейших образцов военной техники, в том числе наземного зенитного комплекса «Пэтриот» и связанных с ним систем.

«Когда где-го в глубине Ирака пусковая установка СКАД выстреливает ракету, американские спутники сразу обнаруживают ее след и мгновенно предупреждают американские штабы в зоне Персидского залива. После этого на летящую ракету наводят самолеты дальнего радиолокационного обнаружения типа Е-3, а обработанные ими данные моментально передают подразделениям противовоздушной обороны многонациональных сил. Между стартом и снижением СКАДа проходит примерно 8—10 минут — этого достаточно, чтобы локаторы комплекса «Пэтриот» захватили ее и начали сопровождать, автоматически передавая команды наведения на зенитные ракеты». Так описывал «Дер Шпигель» обычный эпизод войны.

Правда, вскоре выяснилось, что в отличие от современных баллистических ракет нового поколения, СКАД не умеет маневрировать на траектории, не выпускает несколько разделяющих боеголовок, не оснащен радиолокационными «ловушками» и аппаратурой для постановки активных помех, сбивающих системы самонаведения противоракет.

Видимо, пройдет время, прежде чем с событий в зоне Персидского залива Вашингтон снимет поставленную им же завесу секретности и мы узнаем, насколько в действительности были эффективны американские «пэтриоты»...