Техника - молодёжи 1991-06, страница 52

Техника - молодёжи 1991-06, страница 52

первые сами строили балансирные планеры и успешно парили на них, а Ленгли попробовал сделать аэроплан. Да и Лилиенталь пришел к выводу, что, оснастив паритель мотором, мог бы не просто планировать с высоты, а летать по-настоящему. Для этого опробовал двигатель, работавший на природном газе и вращавший шестилопастный пропеллер, но он оказался недостаточно мощным. Аналогичной неудачей завершился опыт с двухцилиндровым, 2,5-сильным мотором, действовавшим на испаряющейся углекислоте по принципу паровой машины. Других компактных и сильных силовых установок в то время еще не существовало.

...Начиная с девятого, Лилиенталь оснащал аппараты «парашютами». Так он окрестил прямые, эластичные рейки, встроенные в носовую часть планера и предохраняющие его и пилота при падении после пикирования. Однажды Отто допустил ошибку в пилотировании, сорвался в пике с высоты 20 м, и «парашюты» спасли ему жизнь.

Задумав сделать одиннадцатый аппарат устойчивее, изобретатель установил на нем руль высоты, которым управлял при помощи троса.

С 1895 года Лилиенталь стал заниматься исключительно бипланами, поскольку такая схема позволила сократить размах крыла, сохранив его несущие свойства. Открытием немецкого ученого стали две штанги, которыми пилот изменял в полете кривизну крыла — балансировка старым способом становилась ненужной Так Лилиенталь первым применил в практике самолетостроения «гоширование», что позже с успехом повторили другие пионеры авиации, в том числе американцы братья Райт и француз Л.Блерио. Стоит ли сомневаться в том, что талантливый ученый и экспериментатор подарил бы авиации

немало других новинок. Однако судьбе было угодно распорядиться иначе...

3 августа 1896 года Лилиенталь совершил очередной полет с холма и начал готовиться к следующему, на новом биплане с управляемым рулем высоты. Надев аппарат на плечи, он после короткого разбега взмыл в воздух, а его помощник Бейли тотчас включил хронометр, чтобы засечь время полета. Поначалу все шло хорошо — аппарат плавно спустился к подножью холма, потом начал набирать высоту и вдруг потерял скорость, на мгновение завис, «встал на дыбы» и круто упал с высоты 30 м.

Когда Бейли подбежал к месту катастрофы, Лилиенталь был без сознания. Потом установили, что у него был переломлен третий шейный позвонок. Вызвали врачей, отправили авиатора в берлинскую больницу, но спасти его не удалось — на следующий день Лилиенталь скончался. Его последними словами были: «Жертвы должны быть принесены...»

Узнав о несчастье, Жуковский, выступая с лекцией в Московском университете, особо подчеркнул: «Его имя занесется на страницы истории воздухоплавания с именами других мучеников науки, пожертвовавших своей жизнью для разрешения великой воздухоплавательной задачи!»

Несмотря на трагический финал, теоретические и практические изыскания немецкого ученого, удачные полеты воодушевили многих любителей авиации — Пильче-ра, Геринга, Фербера, Латама, Неж-дановского, Арендта, Танского. Профессор Жуковский организовал в Москве кружок планеристов-экспериментаторов, и вскоре вся страна узнала имена Б.И.Россинского, В.В.Татаринова, С.П.Доброволь-ского, А.В.Шиукова, П.Н.Нестеро

ва. Студент Московского высшего технического училища А.Н.Туполев освоил управление планером, построенным в 1908 году по образцу аппарата Шанюта. А спустя два десятилетия в международные перелеты отправились тяжелые бомбардировщики с гражданским обозначением (в честь создателя) АНТ...

А что же Германия? После гибели мужа Агнесса Лилиенталь осталась почти без средств и была вынуждена сначала продать дом, перебравшись в дешевую квартиру, а потом и котельный завод, иначе ей не удалось бы обеспечить нормальное существование и дать образование четырем детям.

Только после 1910 года стараниями Вильбура Райта власти кайзеровской Германии обратили внимание на семью погибшего пионера национальной авиации — вдове назначили приличную пенсию, а прусское правительство выделило ей ежемесячную ренту. Кстати, Ор-вилл и Вильбур Райты, которым американская пропаганда по сей день приписывает главенствующую роль в истории авиации, не упускали случая подчеркнуть, что считают себя учениками и последователями великого Лилиенталя...

...В историю же авиации он вошел как выдающийся ученый, талантливый конструктор и летчик (добавим, и первый дельтапланерист). Его труды и достижения принадлежат не только немецкому народу, а входят в золотой фонд мировой науки и техники.

В ознаменование 100-летия его первого полета ЮНЕСКО объявила 1991-й Годом Лилиенталя. В Германии по этому случаю проведут авиаспортивные праздники, выпустят памятные монету и почтовую марку, на родину пионера планеризма пригласят делегации почти всех стран, в том числе и советскую.

Клуб любителей фантастики

Эдмонд ГАМИЛЬТОН Перевод О. АРТАМОНОВА в обработке М. ПУХОВА

Рисунки Роберта АВОТИНА 50

ВОЗВРАЩЕНИЕ К ЗВЕЗДАМ

Продолжение. Начало в № 1—5 с.г.