Техника - молодёжи 1991-07, страница 17

Техника - молодёжи 1991-07, страница 17

Эхо «ТМ»

Сергей МЛКИН

НЕУЖЕЛИ НЕСОВЕРШЕНСТВО БЛИЖЕ?

Молодежь любит двигаться. Попытки лишать ее этого сродни средневековому изуверству компрачикосов, уродовавших детей.

Движения отражают определенную философию, о чем, кстати, не раз говорилось в «ТМ». Еще в 60-е годы, помню, в журнале публиковались статьи об атлетизме, а начиная с середины 1988 года —материалы по ушу.

На протяжении всей своей истории человечество обожествляло бой. В основе школы Чой лежит космогонический миф о борьбе птицы и зм^и, символизирующий вечное противостояние добра и зла. Боги сражались с т ита-нами, Иаков боролся с ангелом, Зигфрид и святой Георгий повергали дракона... Тех, кто не воевал, окружали презрением. «Им, гагарам, недоступно наслажденье битвой жизни: гром ударов их пугает», — провозглашал Горький. Преклонение перед «битвой жизни» глубоко въелось в нас. Помните, и у Александра Блока: «И вечный бой! Покой нам только снится»?

Мужество у нас до сих пор ассоциируется с борьбой — скажем, метанием копья или стрельбой из пулемета (в будущем, возможно, из атомного ружья), но никак не с акробатикой или балетом. Таким образом, сила видится в способности наносить удары или отбивать их.

Однако сила бывает разная. Что ни говори, та же акробатика требует лучшей координации, более высокой культуры движения. С другой стороны, те, кто отлично двигался — профессиональные танцоры, акробаты, гимнасты, —до последнего времени вели жизнь изгоев. Иногда ими восхищались, чаще же смотрели свысока

Один из отцов ушу, Хуа То, считал, что имитация движений тигра увеличивает силу, обезьяны — подвижность суставов. В ушу есть и повадки оленя, аиста. На мой взгляд, имитация движений животных говорит о том, что человек еще не осознал своих собственных. То же в йоге —поза змеи, поза рыбы, поза крокодила... Невольно задаешься вопросом: а каковы же позы человека? Ведь нельзя считать его движения совокупностью поз самых разнообразных существ. Это было оправдано в первобытные времена, когда человек, подражая движениям окружавших животных, еще верил в оборотничество, а религией его был тотемизм. Лишь недавно теория эволюции осветила путь развития живых существ от простых к сложным. Теперь можно оглянуться на ту тропу, по которой, эволюционируя, прошли наши предки. И, если внимательно всмотреться в магистральную линию развития жизни на Земле, напрашивает

ся парадоксальный вывод: эта линия уводила от боя.

Может быть, уход от «битвы жизни» — закон эволюции? Но вот беда: многие саму жизнь склонны понимать как драку. А ведь это опасно! Между прочим, некоторые западные философы даже считают человечество тупиковой ветвью эволюции, современными динозаврами. Или, может быть, новая, не столь агрессивная цивилизация зреет внутри нас?

В «ТМ» писалось о борьбе айкидо. Ее девиз — «мягкость против жесткости, слабость против силы». Прекрасно и благородно! По моему разумению, айкидо—борьба, которая осознала бессмысленность самого боя. Но ирония в том, что в истории Земли мягкость зачастую и не встречалась с жесткостью, не боролась с ней вообще. И вовсе не от трусости. Не нападали и не защищались, потому что жили в другом мире. Мягкости было чем заниматься в жизни, кроме бесконечного противостояния агрессивности. В театрах и цирках развивали и отшлифовывали наиболее совершенные движения, причем не-воинственные. Там тоже боролись, но с тяготением.

Люди отличаются от животных еще и тем, что создают себе среду обитания сами. Какова она, зависит от них самих — от их разума и чувства. Сегодня в силу вступает сознание. Будет ли линия ухода от боя иметь продолжение в будущем? Мы вступаем в новую фазу развития. Человечество выходит в космический океан. Включится ли оно в звездные войны, начнет ли их само, прельстившись головокружительной возможностью стать повелителем Вселенной, королем всего мира? Не готовы ли уже внутренне люди опрометчиво занять место одной из противоборствующих сторон, ввязываясь в борьбу, которая сулит обманчивую победу? Могут сказать: «Ну, до этого еще далеко!» Однако важен сам настрой. Современные тенденции в научной фантастике настораживают. Идеи кинофильмов «Звездные войны», «Враг мой», романов типа «Звездные короли» проникают во многие умы. Говорят, что воинственные творения воспитывают мужество. Умное ли оно? Йог хорошей ли жизни в нашем супермужественном обществе даже девушки занялись каратэ и дзюдо? Молодые носят на сумках и шапочках изображения леопардов и пум. Даже на женском белье красуется рисунок акулы (мы же не ханжи, не правда ли?).

Сегодня, когда наблюдается интерес к национальному, самобытному, взоры обратились на Восток. И как-то забывается. что Европа созлала свою великолепную (я не побоюсь слова «боже

ственную») систему движения. Я имею в виду классический танец. На мой взгляд, аттитюды, арабески, батманы — это и есть подлинно человеческие позы и движения, в которых полная расправ-ленность, развернутость, выпрямлен-ность. И где, как не в балете, наиболее ярко проявляется торжество над тяготением? Что касается дыхательной культуры, то она связана с пением. И европейский вокал —лучшая школа дыхания. Но многих совершенство отпугивает. Оно считается далеким от жизни. Неужели несовершенство ближе?

Тот же Александр Блок говорил в беседе: «В танцах не только прелесть, но и мудрость. Танцы важнее философии. Следовало бы каждый день танцевать... Я не танцую, к сожалению. Мною всегда владел дух гяжести. А для танцев надо быть лег ким. Надо, чтобы душа была легкая. И чувства. И мысли...»

Для человека, по-моему, близкими должны быть те движения, которые связаны с преодолением гравитации. Как человеческий зародыш повторяе1 развитие своих предков, так и в физической культуре должен соблюдаться тот же принцип. Молодые хотят быть сильными? Плавание, спортивная гимнастика, акробатика, танец (но не на полусогнутых) не позволят «духу тяжести» овладеть вами. Когда показывают занятие ушу на берегу моря или в лесу и при этом говорят о том, насколько эта борьба поэтична и органична природе, хочется спросить: не лучше ли заняться синхронным плаванием, лазанием и воздушной гимнастикой? Нужно ли увлекаться ударами? Ведь они — не основные движения, а производные. Удар ноги балерины сравним по силе с ударом лома, но эту силу она приобретает не тренировками в их нанесении. Может быть, и необходимо давать отпор, но подчинять всю жизнь боевым движениям не стоит И не более ли мужественно выполнять сложные балетные поддержки в дуэте, чем швырять противника на пол? Тот, кто усвоит высокую культуру движения, сможет в крайнем случае и бить, и швырять. А вот обратное вряд ли возможно.

Публикуя статью Игоря Лалаянца «Ошибка Конан Дойла» («ТМ» № 4 за этот год), редакция ведала, что творит. И отклики на сообщение о «воскрешенных» динозаврах последовали... Первым отозвался наш постоянный стихограммист и компьютворец

Арсентий ЛИШАЙНИКОВ ПОХВАЛА ИГОРЮ

За «Ошибку Конан Дойла» сочинителю —мерси. Предлагаю строить стойла для рептилий на Руси.

Посудите, сколько мяса — вне сомнения, вагон — для трудящегося класса нарастит один дракон!

Мир — подобие эдема: благолепье, тишина — продуктовая проблема Лалаянцем решена!

15