Техника - молодёжи 1991-07, страница 20

Техника - молодёжи 1991-07, страница 20
Проблемы и поиски

Александр ПОРТНОВ,

кандидат геолого- минералогических наук

Тайна золоторудного гиганта

В 1877 году венский геолог Зюсс опубликовал статью, которая вызвала смятение в финансовых и промышленных кругах. Статью рассматривала специальная комиссия германского рейхстага, в разгоревшейся дискуссии приняли участие многочисленные ученые — геологи, экономисты, историки. Что же так взволновало общественность? Зюсс предсказывал приближение экономического краха нашей цивилизации вследствие грядущего дефицита золота — основы мировой финансовой системы. Собрав данные о всех известных месторождениях благородного металла и темпах добычи, он рассчитал, что очень скоро спрос резко превысит предложение.

Однако кризиса так и не дождались. Спасение пришло из Южной Африки. В 1886 году фермер Уолкер, живший вблизи города Иоганнесбурга, заметил в камне блестки латунного цвета. На всякий случай он раздробил породу и ппомыл песок r тячу с водой. Как час

то бывает у новичков-золотоискателей, Уолкер ошибся: отливающий латунью минерал оказался пиритом — железным колчеданом, не имеющим особой ценности. Однако вместе с ним на дне таза змеилась ярко-желтая полоска. Это было первое золото Витва-терсранда, величайшего в мире скопления драгоценного металла. Впоследствии, как выяснилось, еще и урана. Прииск стал поставлять на мировой рынок сначала тонны, потом десятки, сотни тонн золота ежегодно. В иные годы добыча переваливала и за тысячу тонн! «Золотой кризис» не состоялся.

С тех пор ничего подобного на Вит-ватерсранду найти не удалось. Десятилетие за десятилетием в учебниках детально описываются удивительные особенности геологического строения: авось кому-нибудь из студентов в будущем повезет!

Чем же удивило геологов — специалистов по золоту южноафриканское

месторождение? Было хорошо известно, что золото легко концентрируется в россыпях, то есть в песке и гальке речных долин. В то время мыли песок на Урале, в Сибири, на Аляске, в Австралии и Калифорнии. Золото Витва-терсранда, хотя и залегало среди древних осадочных пород архейского возраста, но содержалось только в одном слое толщиной около метра. Этот слой резко отличался от окружающих пород — сланцев и песчаников, потому что состоя^ из окатанных галек молочно-белого кварца. Пласт напоминал россыпи галек, встречающихся по берегам рек или на морских пляжах. Постепенно такие галечники цементируются в плотный конгломерат.

Но если кварц является обычным минералом золоторудных жил, то залежь, открытая Уолкером, вместе с кварцевой галькой в изобилии содержала гальку пирита. И эта была первая загадка Витватерсранда.

Загадка «пиритовой дроби»

Трудно найти более распространенный рудный минерал, чем пирит. В природе много железа, много серы — и если нет свободного кислорода, который сразу же переведет железо в ржавые гидроокислы, а серу —в серную кислоту, то эти элементы охотно соединяются, и возникает пирит —комбинация этих элементов —от железа унаследовавший яркий металлический блеск, а от серы — латунно-желтый цвет, соблазнивший не одного новичка-золотоискателя. Практически в любой рудной жиле можно обнаружить кристаллики пирита, чаще всего кубической формы.

А в золотоносных пластах Витватерсранда зерна пирита похожи на картечь или дробь. Они круглые, и нет никаких сомнений, что их окатывали вместе с галькой кварца. Казалось бы, это естественно: катился по дну реки жильный кварц, а с ним вместе —пирит... Но в том-то и дело, что ни в современных, ни в достаточно древних россыпях пирит, как, впрочем, и другие сульфиды, не сохранился. Атмосферный кислород геологически мгновенно уничтожает сульфидные соединения металлов, если они неосторожно появятся на поверхности земли. Почему же здесь с пиритом ничего не случилось? Предположили, что в древней атмосфере планеты... не было кислорода!

Этот ответ длительное время считался вполне удовлетворительным, хотя в осадочных породах вместе с конгломератами находились мощные пласты железистых кварцитов, состоящих из оксида железа — гематита. Без окислительного действия атмосферы

Служащие Федерального резервного банка Нью-Йорка (США) входят в хранилище золота, как в музей, надевая тапочки. Только не войлочные, а... свинцовые. Снимок из журнала «Курьер ЮНЕСКО».