Костёр 1987-10, страница 36

Костёр 1987-10, страница 36

оружие» каждого проходчика. Только нынешние скоростные проходки ветерану не под силу.

Теперь новый герой хозяйничает в забое.

ЕГО ПРОЗВАЛИ «ЯЩЕР»

В Москве это чудо-юдо ящером прозвали.

Впереди огромная голова с открытой пастью. В пасти сверкают, словно клыки, лезвия ножей. Туловище цилиндрическое, за ним длинный «хвост» из толстых стальных листов чуть не весь тоннель покрывает. А внутри у ящера сложное переплетение механизмов, бронированных электрических проводов. Мускулы ящера — домкраты. Упираясь домкратами в готовую железобетонную стену тоннеля, чудище движется вперед. Каждый шаг его метр.

Уткнулся «ящер» открытой пастью в породу. С визгом завертелись его зубы-ножи, откалывая и кроша земные пласты.

Вы, конечно, поняли: это современная проходческая машина. Чем-то она действительно на ящера смахивает. А ящеры, кстати, метростроевцам не в диковинку: изредка случается им встретить в земных глубинах останки древних животных.

Уж если разойдется комбайн — держись! Ножи вращаются — пыль столбом стоит. Раздробленную породу механи

ческий ковш подбирает и — на резиновую ленту транспортера. Она целый день бегает без устали. С ленты глина осыпается в вагонетки. Две минуты — и вагонетка полна, две минуты — другая...

Рядом с пультом управления — особенный прибор, внешне похожий на оптический прицел винтовки. Тоненькая стрелка «прицела» должна всегда занимать вертикальное положение. Если она сдвинулась в сторону, это означает, что комбайн отклонился от курса, надо его на правильную дорогу поворачивать. Такой вот волшебный глаз у нашего «ящера».

У каждой машины, как и у человека, есть своя история, своя родословная.

Далекими предками комбайна-проходчика были кирка и лопата. Ведь и в древности люди прорубали дороги в скалах, устраивали подземные ходы. Породу отбивали киркой, лопатой и грузили на тележку. В тележку впрягались и везли ее на четвереньках. Очень много людей было занято на таких работах, и труд был необыкновенно тяжелым.

Затем появился отбойный молоток. С ним стало куда как легче. Во много раз ускорилась проходка. Но и здесь для хорошей работы силенка требуется немалая.

Тоннель постоянно нужно было укреплять. Не укрепишь — кусок породы отскочит, сверху

по голове стукнет, а то и весь свод обвалится — тогда верная гибель. Делали крепь из дерева — боковые балки поддерживали верхний дощатый настил.

Но и деревянная крепь не всегда выручала проходчиков. Верхние слои земли давят десятками тонн на каждый квадратный метр. Случалось — не выдерживало дерево.

Конструкторы придумали новую защиту для проходчиков — «щит», стальной передвижной цилиндр, равный по окружности тоннелю. Щит был

О

разделен на полочки-ячеики, на которых стояли проходчики с отбойными молотками. Работать стало безопасно.

На этом конструкторы не успокоились. Стали придумывать, как бы еще облегчить человеку тяжелую работу под землей. Со временем на переднем кольце цилиндра укрепили вращающиеся ножи — вместо отбойных молотков проходчиков. И стал щит «механизированным щитом».

Наконец, пришел в забой нынешний комбайн. Один девяносто человек заменяет. На все руки мастер. Он и породу рубит, и вагонетки сам засыпает.

Вручную две бригады самое большее два метра за сутки пройдут. А у комбайна рекорд—44 метра в сутки! Вот такая это машина.

В. СОЛОВЬЕВ

Оформление П. Кузнецова