Техника - молодёжи 1991-08, страница 38

Техника - молодёжи 1991-08, страница 38

мудеи

Ручные пулеметы

Их появление было обусловлено стремлением военных резко усилить огонь пехотных подразделений, не увеличивая количества бойцов. В самомде-ле, солдат с таким оружием мог выпустить в минуту в восемь раз больше пуль, чем из магазинной винтовки, а ведь плотность огня прямо пропорциональна его эффективности.

Бытует мнение, что ручные пулеметы были созданы в ходе первой мировой войны, когда они, собственно, и стали применяться почти всеми воюющими странами. В действительности их первые образцы изготовили задолго до выстрелов в Сараеве, и пальма первенства в этом отношении принадлежит датскому офицеру О.Мадсену. Именно он еще в 1880 году предложил так называемое ружье-пулемет, представлявшее собою скорее ружье, приспособленное для стрельбы очередями. Им предполагали оснащать кавалеристов, поскольку громоздкие и массивные «станкачи» не годились для подвижных, не отягощенных обозами конных подразделений.

После того, как в 1903 году производство ружей-хтулеметов Мадсена наладили на одной частной фирме в Дании, их приняли на вооружение датской, шведской, норвежской и российской конницы. Причем русское командование думало использовать новое оружие и в крепостях для отражения массированным огнем идущего на приступ неприятеля. Достаточно сказать, что из 450 «мадсенов», приобретенных Россией в русско-японскую войну, больше половины предназначалось для крепостей.

Однако, как только отгремели бои на сопках Маньчжурии и фортах Порт-Артура, военное ведомство со свойственным ему консерватизмом тут же забыло о скорострельных ружьях-пулеметах. Не поддержало оно и оригинальные разработки подобных систем в 1906— 1914 годах Б. Сосинским, НВолынце-вым, Н.^Григорьевым и другими инженерами и изобретателями. Поэтому-то на фронтах первой мировой русским солдатам приходилось довольствоваться явно недостаточным количеством ручных пулеметов, полученных от союзников.

Период 1914 — 1918 годов и впрямь оказался решающим в становлении и развитии этого оружия. Выяснилось, что легкий и скорострельный ручной

пулемет позволял в обороне даже одиночному бойцу сдерживать атакующие цепи, а в наступлении—прокладывать дорогу передовым группам пехотинцев. Осознав это, воюющие страны принялись спешно насыщать им свои армии, и особенно преуспела здесь Франция.

Уже к 1917 году в ее войсках числилось 91 тыс. ручных пулеметов. Больше того, рискнув свернуть производство станковых, французы к концу войны сумели изготовить 312 тыс. ручных пулеметов, намного опередив другие страны. Правда, их первые образцы, за редким исключением, не отличались законченностью конструкции и зачастую не отвечали требованиям военных, предъявляемым к боевой технике. Но такова оборотная сторона всякой поспешности: они же ведь сами настаивали, чтобы промышленность всемерно ускоряла выпуск этого автоматического оружия.

Вот, например, французский ручной пулемет системы Шоша. По мнению известного отечественного конструктора и теоретика автоматического оружия, Героя Труда генерал-лейтенанта В-Г.Федорова, он относился к типичным образцам «военного времени, когда основное внимание обращали только на легкость изготовления...». Для приведения в действие автоматики «шоша» использовалась энергия откатывавшегося при выстреле ствола. Поскольку откат несколько превышал длину патрона, ствольную коробку пришлось сильно вытянуть, чуть ли не до головы стрелка. А в результате у «шоша» был самый низкий темп ведения огня—всего 240 выстрелов в минуту. К тому же боевой опыт выявил в нем ряд неизлечимых «детских болезней». Например, в неудачном по устройству и неважном по качеству магазине то и дело заклинивало три последних патрона. Тогда солдаты стали набивать не 20, как положено, а 17 патронов, что еще больше снижало боевую скорострельность. И все же «шош» оказался самым распространенным- его выпустили в количестве 225 тыс. экземпляров, из которых 6,1 тыс. достались России.

На втором месте в армиях стран Антанты, наверное, был пулемет, разработанный еще в 1912 году полковником американской армии ИЛьюисом. По сравнению с «шошем» он был гораздо совершеннее. «Льюис» работал на счет отвода части пороховых газов из ствола, которые затем воздействовали на поршень с толкателем, а те на затвор, откатывая его перед каждым выстрелом. Охлаждался пулемет с помощью алюминиевого радиатора— при стрельбе в него затягивало воздух, который, обтекая ствол, уносил тепло. Такая система быладоста-точноэффективнаи позволяла выпускать

до 1 тыс. пуль в минуту без перегрева ствола. Правда, радиатор утяжелил пулемет до 14 кг, и передвигаться с ним по полю боя было весьма затруднительно.

Тем не менее «льюис» продержался на вооружении довольно долго, в одной только Англии его производили до конца 30-х годов. В Россию в 1917 году поступило 9,6 тыс. американских «льюи-сов» и еще 1,8 тыс. британских, которые после гражданской войны остались в Красной Армии.

В войсках противников Антанты ручными пулеметами занимались германские инженеры. Они обычно облегчали и улучшали состоявшие на вооружении станковые образцы. Так, в 1915 году переделали «максим» образца 1908 года. Вместо тяжелого салазочного лафета его оснастили прикладом и пистолетной рукояткой, а под передней частью ствола разместили двуногие сошки, улучшавшие устойчивость при стрельбе. В результате масса «максима» снизилась почти в 2,7 раза. Тяжеловатой для ручного пулемета оставалась система водяного охлаждения ствола, поэтому от нее отказались, выиграв еще 3,3 кг.

После первой мировой войны начался новый этап в истории этого оружия. Главное внимание проектировщики уделяли снижению его веса и повышению безотказности—пулеметы должны были действовать даже при изрядном загрязнении, кстати, неизбежном в полевых условиях.

Предпочтение было отдано механизмам, основанным на отводе пороховых газов при стрельбе. Эту схему выбрал В.А.Дегтярев, когда приступил к работе над своим ручным пулеметом. Созданный к 1927 году и получивший армейское обозначение Д П (Дегтя рева, пехотный), он на долгие годы стал основным автоматическим оружием стрелкового взвода Красной Армии.

Кратковременное воздействие пороховых газов на поршень, открытые и доступные газовые пути и короткая камора делали его простым в обслуживании. Этим ДП выгодно отличался от моделей с длительным действием пороховых газов и удлиненной, закрытой газовой камерой: французского «шательро» образца 1924 —1929 годов, польского «браунинга» 1928 года, чехословацкого «ЗБ-ЗО» 1930года... Не случайно именно на основе ДП были разработаны танковый и авиационный пулеметы, а в последующем он неоднократно модернизировался.

Для питания ручных пулеметов разных образцов служили коробчатые и дисковые магазины, а также патронные ленты, хранившиеся в специальных ящиках. Вместе с тем нередко встречались и «универсалы», заряжавшиеся как подобными лентами, так и магазинами барабанного типа.

36