Техника - молодёжи 1991-11, страница 38

Техника - молодёжи 1991-11, страница 38

мИй

^111 I lit mi Ml

ишеи

«Максим» был первым

Во второй половине XIX века развитие науки и техники позволило инженерам и изобретателям приступить к созданию образцов быстродействующего стрелкового оружия. Пионером в этом деле стал англичанин Г.Бессемер, предложивший в 1853 году использовать для открывания затвора пушки энергию отдачи. Спустя девять лет его соотечественник Блекли сумел заставить работать и пороховые газы, изготовив механизм, самостоятельно открывавший и закрывавший затвор. Так было положено начало автоматизации стрелкового оружия.

Первым его образцом, получившим всеобщее признание, стал станковый пулемет. Его создатель, американский инженер Х.Максим, вовсе не был профессиональным оружейником. Он с одинаковым успехом занимался крупным бизнесом и электротехникой, исследовал новые сорта порохов и проектировал летательные аппараты. Но известность, славу и, конечно, деньги принесло ему изобретение пулемета.

Он появился в 1883 году, спустя два года был запатентован, а к концу столетия «максимы» были взяты на вооружение в некоторых европейских государствах. Первыми их оценили англичане после того, как весьма эффективно применили против буров в южной Африке.

Как мы уже упоминали, пулемет Максима действовал за счет отдачи. После выстрела пороховые газы отбрасывали ствол, тем самым включая механизм перезаряжания — он извлекал из матерчатой патронной ленты патрон, отправлял его в казенник, одновременно взводил затвор. После выстрела операция повторялась, и так — до 250 — 300 раз в минуту. Ствол, естественно, перегревался, и его охлаждала вода, залитая в окружавший его металлический кожух.

В России о пулеметах впервые узнали в 1885 году. Спустя два года несколько экземпляров нового оружия закупили для испытаний, но на них выявилась не

надежная работа автоматики. После этого специалисты из Главного артиллерийского управления пришли к выводу, что «пулеметы... имеют для полевой войны весьма малое значение», и столь перспективное, мощное, скорострельное оружие, еще не избавившееся от неизбежных «детских болезней», передали гарнизонам крепостей. Предполагалось, что пулеметы, установленные на стационарных позициях, помогут отразить массированные приступы вражеской пехоты. Хорошо еще, что от них вовсе не отказались...

Тем временем русские офицеры оценили важность автоматического оружия для армии. Например, участник испытательных стрельб капитан И.Н.Жуков нашел причину отказов и задержек, возникавших при ведении огня в автоматическом режиме — не хватало энергии отдачи для работы механизма перезаряжания. Жуков предложил простое и надежное решение проблемы — сделать переднюю часть ствола толще, увеличив площадь дульного среза, а возле него смонтировать специальный надульник. И что же? Пороховые газы стали сильнее отталкивать ствол, увеличивая отдачу, которой теперь с избытком хватало для бесперебойной работы механизма.

В ходе устранения других недостатков и совершенствования оружия отношение к нему постепенно изменялось к лучшему. Правда, его внедрение в войска шло медленно, и все же к 1900 году сформировали 5 пулеметных рот с 40 «максимами». Положение резко переменилось лишь в русско-японскую войну 1904—1905 годов, когда станковые «максимы» отлично зарекомендовали себя, и к концу войны число пулеметов в русской армии стало исчисляться сотнями.

Вот только приобретение их за границей оказалось слишком дорогим удовольствием. Достаточно сказать, что за каждый пулемет казна выплачивала солидную по тем временам сумму в 2932 рубля. Поэтому уже в 1902 году военное ведомство пошло на организацию собственного пулеметного производства при Тульском оружейном заводе.

Первый отечественный «максим» изготовили и испытали в 1904 году, в следующем выпустили 76 «пулеметов образца 1905 года». Они монтировались на трехногом станке вьючного типа и на тяжелом колесном лафете с большим прямоугольным щитком. Чрезмерная масса и размеры затрудняли использование первых «максимов» в бою, особенно в наступательном, когда пулеметчикам полагалось следовать за цепя

ми стрелков, поддерживая их огнем. Выводы сделали довольно быстро — сразу после русско-японской войны «максимы» модернизировали. Эту работу выполняли в Туле и одновременно в Англии, на предприятиях известной компании «Виккерс».

Полного успеха добились мастера П.П.Третьяков и И.АПастухов. Они внесли в конструкцию оружия свыше 200 изменений, уменьшив массу пулемета на 5,2 кг. Введение нового, облегченного, колесного станка системы полковника А.А.Соколова облегчило «максим» по сравнению с прототипом в 3,9 раза. Усовершенствованный пулемет, официально принятый на вооружение в 1910 году, исправно служил в первую мировую и гражданскую войны. Позже, в 1930 и 1941 годах, его вновь улучшали. В 30-е годы «максим» весьма широко применялся в Красной Армии, существовал его зенитный счетверенный вариант, которым обстреливали низколетящие самолеты. «Максимы» встретили Великую Отечественную войну на западной границе и закончили ее в Берлине.

Русско-яйояская война дала мощный импульс jk; оснащению станковыми пулеметами и других армий. К лету 1914 года «максимы» поступили на вооружение полевых войск, крепостей, кораблей и морских береговых частей 26 государств. Все они были аналогичными в устройстве, но и обладали специфическими особенностями, которые зависели от тех изменений, которые вносили в конструкцию фирмы-производители.

Например, немецкий пулемет образца 1908 года калибром 7,92 мм имел салазочный станок, был в Германии и ручной вариант «станкача», заметим, весьма увесистый и неудобный.

Через год появился 7,65-мм бельгийский образец, который на позиции устанавливали на треножном лафете, оборудованном «по-пушечному» механизмами вертикальной и горизонтальной наводки.

Английский «Виккерс» образца 1909 года калибром 7,69 мм оснащали трехногим станком, а в 20 — 30-е годы нередко монтировали на бронетранспортерах и полугусеничных тягачах.

Были и другие варианты «максимов». Несмотря на отдельные недостатки — большой вес, некоторую громоздкость, пулемет, созданный американским инженером, продержался на вооружении несколько десятилетий. Сказалось то, что над неустранимыми недостатками, о которых мы упоминали, все же неизменно преобладали простота конструкции и надежность оружия.

36