Техника - молодёжи 1992-01-02, страница 63стараемся оттиражировать его с помощью средств печати. Читаю в еженедельнике «Новое время» очередной репортаж об иностранных школах Симона Соловейчика, восхищаюсь вместе с ним ихними учителями, возмущаюсь нашими и вдруг натыкаюсь на заявление по поводу его коллег, советских ученых-пе-дагогов: «Господи! Как я ненавижу этих ораторов! Господи, покарай их, пожалуйста! Еще немного, и они заболтают нашу школу до полного помрачения умов». Но даже этого показалось мало — он вторично обращается с убедительной просьбой, уже обобщающей: «Господи, покарай Академию педагогических наук СССР за все то зло, которое она принесла нашим детям». А корреспондент газеты «Известия» Эд.Поляновский в праведном гневе распространил такое пожелание на всех нас оптом. Он рассказал о жизни и страшной смерти народной артистки СССР А.П.Георгиевской, о нравственной черствости ее соратников по театру, но зачем завершать очерк столь жуткими словами: «Господи, не прощай ты нас. Не прощай. Ведь мы уже ие люди»? Допустим только, что этим просьбам, умноженным в головах миллионов читателей, внимают компетентные (чуть не написал — органы) лица, точнее — триединое лицо? Какая ра дость от несчастья других, даже соглашаясь разделить их участь? Нет уж, лучше не поминайте Бога всуе. Мучаясь подобными сомнениями, уже как-то без рефлекторного отторжения воспринимаешь особую оговорку в «Дет ской библии» (пятое издание), подготовленной А.Мансуровой, Б.Арапович и отпечатанной к 1000-летию крещения Руси. В главе «Откровение Иоанна» подчеркивается: «Слово Божие говорит нам, что из всех народов мира, даже русского, будет много спасенных через смерть Иисуса Христа». Это почему же «даже русского», это зачем же нас выделять, словно мы уроды какие-то? Хотя, кто знает... Разве нормальный человек, верующий или атеист, обратится с вышеприведенными молитвами? Разве он позволит себе припевать с телеэкрана, как солист нашей популярной рок-группы: «Родина — ты моя уродина...», или глубокомысленно вещать со страниц популярного журнала, как наш бессменный (и при застое, и при перестройке) ответработник: «Мы живем в стране уродов...»? Как тут не вспомнить М.Е.Салтыкова-Щедрина: «Взгляни на первую лужу —и в ией найдешь гада, который иройством своим всех прочих гадов превосходит и затемняет». Увы, видимо, недаром сделавший свое дело, быв- Неизвестное об известном Над кем и кто начал смеяться?Первоапрельские шутки вошли в пословицу. Какие только юмористические проделки не совершают в тот день! Но откуда пошел сей странный обычай? По этому поводу ходят противоречивые, зачастую ни с чем не сообразные слухи. Так, некоторые считают, что это «остаток древнего языческого праздника весны, который справляли в апреле и сопровождали шутками и обманами». Другие полагают, что «день обманов» пришел в Европу из Азии — из Китая и Японии. Третьи глубокомысленно утверждают, что первоапрельские розыгрыши есть «отражение переменчивой весенней погоды». Есть и такое: они —эпизоды из религиозной средневековой мистерии «Страсти Христовы». И думается, последнее мнение заслуживает серьезного внимания... В старинных книгах, употреблявшихся в богослужении до реформы Никона, днем рдогатия Христа называли 30 марта. Спаситель же, как известно из евангельских повествований, воскрес «в третий день от дня распятия». Если 30 марта— день его крестной смерти, муки, то по этой хронологии «третий день», то есть день Воскресения Христа, приходится именно на 1 апреля! В известном евангельском рассказе (Евангелие от Матфея, XXVIII, 10-15) об этом событии говорится, что первосвященники, «собравшись со старейшинами и сделавши совещание, довольно денег дали воинам (охранявшим место погребения Иисуса. — Г.М.) и сказали: скажите, ший главный редактор «Огонька» Виталий Коротич, уезжая в Америку, признался: «... мне все нынешние попытки вернуться к религии напоминают кликушество». Вместо веры — кликушество, вместо молитв — доносы, вместо любви к отечеству — гадливость, вместо людей — уроды... Однако что это мы— опомнимся! Дети, не верьте «Детской библии»! Ибо в ней же, в «Откровении об Иисусе», поясняется: «... и кровью Своей искупил наб Богу из всякого колена языка, и народа, и племени». Без всяких там «даже», без исключений! Да и сами подумайте — ведь о русских шла речь, а именно среди них подобных лютых взываний (и взвыва-ний) к Господу что-то не встречается (по крайней мере, в печати или по ТВ). Наоборот: может быть, даже слишком часто слышишь о терпимости, понимании, о сдержанности в эмоциях, перевоспитании прежде всего самих себя. ...Немного полегчало на душе, а тут весьма кстати подоспело и седьмое издание «Детской библии». В отличие от пятого я не увидел в ней злополучной оговорки — ее попросту выкинули (говорили же —меняются времена!). Так что прочь сомнения! Ю.ФЕДОРОВ, инженер что ученики Его, пришедшие ночью, украли Его, когда мы спали... Они, взявши деньги, поступили, как научены были. И пронеслось слово сие между иудеями до сего дне». Не от этой ли иудейской традиции, отрицающей божественность сына плотника из Назарета и возможность его воскресения идет нынешний обычай считать 1 апреля «днем обмана»? Предположение это высказывали некоторые специалисты в области календаря и хронологии: до революции М.Лалош, а в наши дни— А.Зелинский. Думается, что такие догадки не лишены оснований. Г.МОГИЛЕВЦЕВ P.S. Сейчас, видимо, не от хорошей жизни (а может, наоборот), средства массовой информации каждую весну затевают все более шумную кампанию за признание I апреля чуть ли не официальным праздником — Днем смеха, с центром в Одессе. Думается, куда ближе к исторической правде было бы другое название этих хохм и шутовских увеселений, уже устоявшееся на Западе,—День дурака. Узелок на память В честь царицы эльфовКогда 60 лет назад появились первые сверхпрочные сплавы титана, американские ученые поспешили заявить: металл назван, как говорится, в точку, ибо его сплавы обладают поистине титаническими свойствами... Свойства были действительно отменными, но вот название элемента № 22 таблицы Менделеева происходит не от могучего титана из греческой мифологии, низвергнутого вместе с братьями и сестрами Зевсом в Тартар, а от воздушной Титании — сказочной царицы эльфов (духов природы) из средневекового германского фольклора. Название дал в 1795 году немецкий химик Мартин Клапрот, выделивший этот металл из минерала рутила. Видимо, ввели в заблуждение его необычная легкость, нежный серебристо-белый цвет. Ведь Клапроту не удалось выяснить весь комплекс свойств нового металла. Подобную работу выполнили лишь 110 лет спустя. Судьба титана в XX веке была причудливой. Сперва ученые толковали о его полной бесперспективности для техники из-за труд ности обработки. Мнение мало изменилось и в 1926 году — тогда металлурги получили для опытных плавок несколько фунтов титана (до этого приходилось оперировать с граммами). И к 1933 году—тогда уже доказали, что титан дает легкие, но весьма прочные, тугоплавкие, химически стойкие композиции. Никто не брался за внедрение. Например, даже к 1948 году в мире было произведено лишь 2 т чистого титана, из которых на эксперименты со сплавами ушло всего 220 кг. Только начало эры реактивной авиации и космонавтики открыло широкую дорогу в практику как самому титану, так и его сплавам. С1948 по 1955 год выплавка этого металла в мире возросла в 20 тыс. раз! Ныне из него изготавливают, кроме промышленных изделий, и товары народного потребления. Д.ЛРНАУДОВ, инженер 61 |