Техника - молодёжи 1992-12, страница 48Русские космисты Милый друг, иль ты не видишь. Что все видимое нами — Только отблеск, только тени От незримого очами? Милый друг, иль ты не слышишь, Что житейский шум трескучий — Только отклик искаженный Торжествующих созвучий? Милый друг, иль ты не чуешь, Что одно на целом свете Только то, что сердце сердцу Говорит в немом привете? Владимир СОЛОВЬЕВ Рудольф БАЛАНДИН Божественная материяВ окружающем мире присутствует нечто идеальное: Красота, Разум, Любовь. Именно это придает ему смысл и ценность (во всяком случае — с человеческой точки зрения) как единому организму, в отличие от «самодвижения» бездушной машины. Подобное мировоззрение принято считать идеалистическим. Его придерживался, в частности, крупный русский философ, поэт, литературный критик и публицист Владимир Сергеевич Соловьев (1853 — 1900). Для нас, свидетелей замечательных достижений естествознания и техники, для обывателей, озабоченных поисками не истины, а комфорта, такая позиция выглядит чересчур умозрительной. Например, хотелось бы знать: что же являет собой материя? Некий бесформенный инертный хаос? Тогда законы природы следовало бы изучать не ученым, а богословам, и науку — заменить религией. Между тем наш личный опыт и история человечества убеждают: чтобы строить города и заводы, создавать приборы и машины, выращивать растения и добывать полезные ископаемые, недостаточно исполнять мистические ритуалы. Недаром говорится: «На бога надейся, а сам не плошай!» Но так ли беспомощна философия идеализма? В данном контексте очень показателен пример Соловьева, «идеалиста с начала и до конца», как сказал о нем другой русский философ — А.Ф.Лосев. «Человек и природа имеют смысл только в своей связи с Божеством,— утверждал в одной из речей в память Достоевского Владимир Сергеевич-Природа, отделенная от Духа Божия, является мертвым и бессмысленным механизмом без причины и цели... Бог, отделенный от человека и природы, вне своего положительного откровения, является для нас или пустым отвлечением, или всепоглощающим безразличием». Так сливаются воедино материалистический и идеалистический взгляды. Он выразил это стихами: Не веруя обманчивому миру, Под грубою корою вещества Я осязал нетленную порфиру И узнавал сиянье божества... А вот его философский вывод: «Верить в природу — значит признавать в ней сокровенную светлость и красоту, которые делают ее Телом Божиим. Истинный гуманизм есть вера в Богочеловека, а истинный натурализм есть вера в Богоматерию». Ревнители строгого научного метода вправе возразить: перед нами сугубо религиозный подход! Философ призывает верить в Богоматерию. А наука основана на фактах, логике, доказательствах... Однако настолько ли все просто? В науке Нового времени, начиная с Галилея, возобладало отношение к природе как к механизму, скоплению преимущественно бездушных масс материальных частиц. Не случайно же укоренился термин «естествоиспытатель» — то есть человек, испытывающий, пытающий природу. Понятно, пытать можно только нечто, подчиненное тебе. А результатом подобного мировоззрения явилась практика «покорения природы», когда человек выступает, говоря словами Максимилиана Волошина, как «жадный хам, продешевивший дух за радости комфорта и мещанства» (см. «ТМ», № 3 за 1989 г.). Увы, это неизбежный итог ограниченного, упрощенного понимания сути науки. Скажем так. Всякий организм есть сгусток солнечной энергии, воды и земного праха. Условие необходимое, но далеко не достаточное. Требуется еще нечто принципиально важное, объединяющее первичные компоненты и оживляющее их. Так сумма знаний представляет собой инертный материал, пока не одухотворяется творческими усилиями, устремленностью к истине. Естествознание началось с той поры, когда люди поверили в самобытность природы; великими натуралистами становились те, кто восхищался ее красотой, непостижимой сложностью и гармонией. Соловьев обожествлял материю как натуралист. Ведь недаром он поначалу избрал естественно-научное отделение университета, всерьез увлекаясь биологией и геологией. Позже возобладали гуманитарные интересы, связанные отчасти с деятельностью отца, замечательного русского историка, академика. В нашем веке господствуют потребительские взгляды на природу. Для Владимира Сергеевича был характерен гуманитарный подход с религиоз 46 |