Техника - молодёжи 1993-05, страница 4

Техника - молодёжи 1993-05, страница 4

A poientia ad actum

От возможного — к действительному

Ьжемесячный научно-популярный и литературно-художественный журнал

Учредители: трудовой коллектив редакции, АО «Молодая гвардия»

Главный редактор Александр Перевозчиков

Номер готовили: члены редколлегии Рудольф Баландин, Игорь Боечин, Анатолий Вершинский, Игорь Лебедев, Борис Поикратов, Михаил Пухов, Юрий Филатов; корреспонденты Александр Бородулин, Юрий Медведев, Вадим Орлов. Макет — Нина Коноплева, Марина Симонова (техн.ред.). Оператор — Лидия Комарова Художники — Роберт Авотин, Рауза Бикмухаметова, Галина Гордеева, Владимир Иванов, Василий Лобачев, Михаил Маяков, Михаил Петровский, Владимир Плужников, Николай Рожнов, Андрей Симаков.

Фотокорреспондент — Сергей Косьянов. Коммерческий директор — Андрей Иванов.

Адрес редакции: 125015, Москва, А-15, Новодмитровская ул., д.5а. Телефоны: для справок — 285-16-87; отделов: науки — 285-88-80, техники — 285-88-24 и 285-88-95, научной фантастики - 285-88-91, писем - 285-89-07, оформления - 285-88-71 и 285-80-17. С предложениями по рекламе обращаться: 285-73-94, 285-88-79. Телефакс: (095) 285-16-87.

Редакция благодарит читателей и авторов, приславших нам письма, статьи и другие материалы, и приносит извинения, что не может ответить каждому лично. Рукописи не возвращаются и не рецензируются.

Юридическое обслуживание «ТМ» осуществляет «Центр по изучению правовых и экономических проблем и развитию совместных предприятий» (119501, Москва, ул. Нежинская, д. 13; тел. 928-32-02 и 316-23-91). Перепечатка в любом виде, полностью или частями, запрещена.

Сдано в набор 05.04.93. Подп. к печати 15.04.93. Т07034. Формат 84x108 1/16. Бумага офсетная № 2 Сыктывкарского ЛПК. Тел. (82122) 120-09, 124-30, 121-82, 123-83. Печать офсетная. Усл.печ.л. 6,72. Усл.кр.-отт. 28,56. Уч.-изд.л. 10,5. 3ак.32043. Типография АО «Молодая гвардия». Адрес типографии:

125015, Москва, А-15, Новодмитровская ул., д.5а.

Юрий МЕДВЕДЕВ,

наш спец. корр.

«ТОПАЗ-2» ИСПЫТАЮТ В КОСМОСЕ. АМЕРИКАНЦЫ

Ну докатились, уже продаем суперсекреты! Так отреагировали многие на сообщения о демонстрационных испытаниях в США ядерной установки «Топаз-2». А потом как гром среди ясного неба: вероломные капиталисты вообще не собираются его нам возвращать. Так, видимо, понравился! А наши опять прошляпили...

— В чем только нас не обвиняли,— усмехнулся заместитель начальника отдела Российского научного центра «Курчатовский институт», генеральный директор СП «Интертек» В.А. Усов — И что все готовы распродать, и что продешевили, и что секреты раскрыли. Но оставим это на совести газетчиков. А теперь по сути. Нами создана принципиально новая энергоустановка, но, когда грянула перестройка, выяснилось, что она никому в стране не нужна, и финансирование было перекрыто. Что оставалось? Зачеркнуть работу 30 лет? Или искать способ как-то ее окупить и продолжить исследования? И мы предложили «Топаз-2» американцам. Конечно, не на продажу, а для проведения испытаний. Причем на следующих условиях: возврат, неиспользование в военных целях, непередача технологии изготовления.

За то, чтобы посмотреть установку, оценить ее в действии, причем пока только на земле и даже без ядерной начинки, США выложили 10 млн. долл. Любопытство там обходится дорого. Значит, оно того стоило.

Что же такое «Топаз-2»? Каковы его цели и возможности? Сейчас перед космонавтикой встают новые проблемы: освоение межпланетного пространства, а следовательно, переводы аппаратов с орбиты на орбиту, создание мощнейших спутниковых систем связи и коммуникаций, выполнение различных технологических операций.

Еще одно заманчивое дело — разработка энергодвигательного модуля. Обладая значительной мощностью и ресурсом времени, он сможет пристыковываться к различным космическим установкам, перемещать их, давать им энергию. Словом, здесь перспективы большие.

Наконец, еще одна цель — полеты к другим планетам. И это уже не фантастика. В США разработана программа, изюминкой которой является высадка астронавтов в 2019 году на Марсе.

Чтобы решить все эти задачи, необходима энергия. Здесь сразу же вспоминают о солнечных батареях. Однако лока у них много недостатков. Ска

жем, огромная по площади конструкция, большая парусность, зависимость от солнечной освещенности.

Поэтому приходится искать новые, более эффективные энергоисточники. И, конечно, прежде всего — работающие на ядерной энергии, поскольку она позволяет резко уменьшить габариты и вес элементов питания, а также увеличить срок их службы. Утилизовать ее можно по-разному. Например, тепловую энергию, получаемую от реактора, преобразовать в электрическую на основе термоэлектрических эффектов. Их суть хорошо известна: в цепи, состоящей из двух разнородных проводников, спаи которых имеют разную температуру, возникает ЭДС.

А можно применить иной эффект — термоэмиссию, когда разогретый катод испускает электроны, которые, достигнув анода, замыкают электрическую цепь. Проанализировав различные варианты, американцы еше в 70-х годах посчитали, что термоэлектричество перспективней. Вложили большие деньги, создали установку SNAP-10А мощностью 500 Вт, которую запустили в космос. А позже начали разработку более мощного аппарата. И тут подоспел наш... «Топаз», использующий термоэмиссию.

Выяснилось, что по габаритам (длина 3,5 м, максимальный диаметр 1400 мм) и весу (около 1 т) он существенно меньше, чем американский аппарат. А в космосе каждый лишний килограмм поистине золотой.

Почему же «Топаз» эффективней? Уран заключен в металлическую оболочку, являющуюся катодом. Он разогревается ядерной энергией до 1600° С. В наполненном цезием зазоре 0,5 мм электроны летят к аноду, у которого 600° С. Именно эти высокие температуры и позволяют отобрать от реактора больше энергии и обеспечивают превосходство над другими подобными установками. Для сравнения скажем, что в термоэлектрических преобразователях температура на горячей стороне до 1000° С, на холодной — до 400° С.

Интересно, что даже на «Топазе» при тепловой мощности реактора 100 кВт в дело идет всего 5 кВт, остальное теряется на излучение. Конечно, при столь высоких температурах охлаждение реактора — очень серьезная проблема. В «Топазе-2» используется жидкий металл. Он циркулирует в активной зоне, а затем поступает в холо-дильник-излучатель, откуда вновь возвращается в реактор.

И, естественно, важный вопрос —

© «Техника — молодежи», 1993, N° 5, С.1 — 64.