Техника - молодёжи 1993-11, страница 48наха. Выяснилось, что близ Кошоктопа действительно находится захолустный старый монастырь Ничего более определенного узнать не удалось. Доветось ему испыга1ь и нечто подобное райскому блаженству: «Для меня >то — место или состояние полнейшей умиротворенное \ и и вместе с тем утонченных эмоций. От похоже на го, как будто паришь в теплых мягких облаках... Тепло не просто окружает тебя, оно — твое и прони-$ывает тебя. Ты ослеплен и ошеломлен Совершенством Окружающего. Облако, в котором паришь, залито лучами света, постоянно меняющего цвета и опенки. Каждый из них, когда погружаешься в него и он пронизывает тебя, прекрасен». Раздаются мелодичные звуки. Свет и тепло, великолепная гармония небесной музыки соединяют личность с окружающим миром и воспринимаются как высшая истина. Некоторые приключения не обходились без сексуальных переживании, подчас переходящих в жстаз. Конечно, физическая б шзость как таковая отсутствовала. Достаточно было прикосновения руки и... «последовал головокружительный шок (наподобие электрического разряда), после чего мы отделились друг от друга». В одном из «параллельных миров» — весьма похожем на наш — ему в руки попал прибор, подобный жезл> стремя приставками. Hi прибора исходил какой-то луч, сражающий человека наповал — он терял сознание. И тем же лучом, но расфокусированным - можно было тотчас вернуть его в нормальное состояние. Пожалуй, ничего невероятного туг нет: мозг реагирует на электромагнитные излучения определенного спектра, ослабляющие или усиливающие его активность. Но как понять другой феномен: зтим лучом удалось погасить видневшийся вдали костер. Аборитен «иномира»пытался втолковать Монро, как действует прибор, и даже предложил вновь встретиться. Однако понять его объяснения не уда юсь, а второе свидание не состоялось. Вот описание процесса возвращения в собственное тело. «Я... при помощи прыжка с вытягиванием «взлетел» вверх Миновав всего лишь 1ва или три этажа остановился. Место, где оказался, было по хоже на мой офис, только почему-то пустой: ни мебели, ни кушетки, на поту и окнах пыль, а самое главное — отсутствовало мое физическое тело! Я догадался, что это не го место (время?). Чтобы попасть туда, куда мне нужно, следует подняться еще «выше». Пройдя через потолок и оставив позади восемь или десять эгажей, наконец очутился в своем настоящем офисе. Опустился в физическое тело (возникло небольшое затруднение с одной рукой), затем окончательно соединился с ним. Сел и открыл глаза. Часы показывали, чю времени прошло час и пять минут. Зарисовал прибор, затем стал писать эти заметки! Когда-нибудь попробую построить такую штуку, которая усыпляет и будиг людей, да еще тушит огонь». Этот эпизод (как многие другие) подозри-тельно напоминает отрывок научно-фанта-стического рассказа Нечто подобное вполне может и присниться. Тем более что «физическое те то» пребывало в покое выполняя привычные физиодогические функции. В некоторых случаях эксперименты проводились под наблюдением медиков. Как показали исследования, в частности, электроэнцефалограммы. ничего сверхъестественного с мозгом и ipyi ими opi анами Роберта Монро не проиехотило, несмотря на странствия души. Автор трезво оценивает результаты опытов, отдавая должное сомнениям. Да и кому не известно, насколько яркими, убедительными бывают порой сновидения и галлюцинации! Возникают не только пресловутые «зеленые чергики» у больных белой горячкой (кстати, с нечто подобным сталкивался и Монро), но и четкие правдоподобные яркие видения у здоровых летчиков и космонавтов во время длительных экспериментов в изоляции. Определенное сходство испытанных Монро переживаний прослеживается и с галлюцинациями людей под влиянием некоторых сильнодействующих наркотиков, прежде всего — ЛСД. Так что наиболее простое и убедительное объяснение «путешествиям вне тела»: Монро каким-то образом научился вводить себя в особое состояние, которое в других случаях вызывается под гипнозом, при приеме наркотиков, медитациях и т.п. На таком выводе можно было бы и остановиться, считая проблему исчерпанной, относящейся к ведению психологов, наркологов и психиатров. Однако некоторые опыты вне телесных перемещений не укладываются в столь заманчиво простую и привы чную схему. Ведь нередко действие происходило в реальттом пространстве-времени. «Второе тело» (привычнее говоря, душа) отправлялось через стену в соседнюю комнату, чтобы понаблюдать происходящие там события; странствовало вдоль троллейбусных проводов, оглядывая окрестности и чувствуя воздействие электромагнитных полей; навещало свою знакомую, отдыхающую на далеком морском побережье, запечатлев на ее теле памятный след— синяк от щипка... В подобных случаях автор ссылается не только на личные впечатления, но и на свидетельства других людей. Конечно, всегда остается спасительная — для материалиста— ссылка на совпадения и невольные пот тасовки (не говоря уж о мистификациях). Кстати, сам автор не исключает совпадений, хотя вероятность их, по его мнению, чрезвычайно мала. Если учесть, что они бывали удивительно часто, а обтцая вероятность таких событий определяется путем умножения частных, то в результате получится ничтожнейшая величина, заставляющая признагь какую-то вполне определенную закономерность. Предположим, факты изложены Монро корректно. Гог.да возникает масса непростых вопросов и проблем, приводящих в дальней перспективе к новому пониманию сути жизни и смерти, выработке нового мировоззрения. Сделаем небольшое отступление. Переживания Р. Монро порой напоминают «полеты в туннеле» и посещения иномира. о которых впервые обстоятельно рассказал Р Моуди («ТМ» № 8 за 1993 г.). В некоторых разновидностях наркотических галлюцинаций человек также ощущает подобный переход. Никто из серьезных ученых и философов не рискнул признагь ли субъективные свидетельства как доказательства возможности существования души вне бренного тела. Правда, высказываются гипотезы, что мышление человека сопровождается «энергетическим полем», сохраняющимся и после смерти тела. Другой вариант: феномен сознания проявляется в вакууме, где присутствуют как бы антиподы— двойники личности... Однако такого рода предположения вернее бы относить к научной фантастике — по крайней мере, до тех пор, пока не удастся их доказать. Сам Монро предпочитает рассуждать осторожно и предположительно: «Возможно, зто другой мир земного типа, расположенный в другой части вселенной, каким-то образом доступный при помощи ментальных манипуляций. Возможно, jto антиматериальный дубликат нашего физического земного мира, где мы — те же сами, но вместе с тем и другие, связанные вместе, частичка к частичке, за счет силы, выходящей за пределы нашего нынешнего разумения». Невольно припоминаются теории физиков, представляющих вакуум (эфир) твердой структурой, а привычное нам материальное окружение сочетанием электромагнитных волн разной степени устойчивости («ТМ» № 8 за 1993 г.). Тогда «параллельные миры» могли бы представлять собой возмущения вакуума особого диапазона. А если вакуум, предположим, имеет более трех измерений пространства, то в его пределах могли бьг находиться самые разнообразные «параллельные миры», более или менее взаимодействующие между собой. И все-таки, оставив научные фантазии, согласимся, что на современном уровне знании опыты Монро демонстрируют мнимое, воображаемое отделение сознания от тела. Человеку кажется, будто душа свободно перемещается в пространстве-времени. В действительности же он погружается в глубины «Я». И там, в таинственных пределах собственного микрокосма, ему открываются поистине чудесные миры... Воображаемые? Да. Но только кто сказал, что наше воображение не соткано из тысячей нитей реального опыта — отдельной тичности, многих поколений, человечества в целом, а то и всего живого, образующего земную биосферу? Не проявляется ли здесь область глобального разума, которую нередко называют ноосферой (ноос — разум). Судя по ряду высказываний Монро, он склоняется к такому варианту. По его мнению, все люди каким-то образом связаны меж/ту собой «невидимыми нервными волокнами», каналами коммуникации, по которым идет постоянный обмен эмоциями и информацией. Тейяр де Шарлей называл зто мыслящим покровом планеты. Такая мистическая ноосфера (в отличие от материалистической — у В.И. Вернадского) вряд ли может быть исследована приборами. Только следует помнить, что из всевозможных приборов, имеющихся в нашем распоряжении, наиболее сложный и совершенный — мы сами. Трудно судить о том, какие головокружительные путешествия еще предстоят нам на бесконечном пути самопознания. Если до сих пор внимание психологов привлекали сознание и подсознание, го теперь все определеннее проявляется интерес к «сверхразуму», объединяющему мыслящих субъектов в ноосферу. 45 |