Техника - молодёжи 1993-11, страница 47Институт человека ЧЕЛОВЕК ВЫХОДИТ ИЗ СЕБЯ и возвращается обратно постановщик С Спилберг подошел к проблеме со всей возможной серьезностью. Еще за два года до начала съемок он создал группу из четырех человек. Один из них отвечал за гидравлические макеты динозавров, другой — за компьютерные модели их поведения, третии — за плавность движений на экране. И, наконец, четвертый — непосредственно за комбинированные съемки Студия моторизованных динозавров и создала крупнейших в истории нашей цивилизации роботов. Главный герой — Tirannosaurus Rex (тираннозавр королевские—был выполнен в масштабе 1:1 из пенорезины, полиуретана, стали и других современных материалов. Модель оказалась настолько правдоподобной, что на экране видно, как у животного подергивается кожа, расширяется и сужается *ра-чок, из пасти капает слюна... Особые трудности были связаны с движением гигантских роботов. Ведь, как известно, обычно жесты механических кукол отличаются некой угловатой резкостью, а не гармоничной плавностью, свойственной живым существам. Поэтому в программу компьютера, управляющего кинематикой каждого кибера, пришлось закладывать специальную подпрограмму, сглаживающую «судороги» при движении. Кроме того, искусственный интеллект, управлявший моторикой, был наделен свойством самообучения. Сначала операторы показывали, как именно должен перемещаться тот или иной робот, на миниатюрных моделях, а уж затем программа была задействована для управления полномасштабными ки-берами. Съемки фильма подтвердили, что создатели роботов получали свои деньги не зря. Например, упомянутый выше тираннозавр вышел из строя лишь один ра* — несмотря на то, что, согласно сценарию, ему почти все время пришлось мокнуть под дождем! Роберт Бейкер — один из четырех специалистов, принимавших участие в создании компьютерных чудищ,— нашел им работу и после окончания фильма. Он предложил воссоздать-таки Юрский парк в натуре, но не с помощью динозавров, воскрешенных клонированием из ДНК, а используя гех же «киноактеров» и им подобные пластиковые моторизованные копии. Как показал первый опыт, идея проявила себя блестяще. Публика подобные выставки посещает весьма охотно. Многим очень даже приятно сознавать: вон то страшилище, что так плотоядно пронзае г его взглядом, на самом деле всего лишь огромная безмозглая кукла. ...И еще один бум породил данный фильм. В ювелирных магазинах резко возрос спрос на янтарные изделия. Особым успехом пользуются кусочки янтаря с замурованными внутри насекомыми. Каждой моднице лестно думать, что она, быть может, пригрела на своей груди настоящего динозавра! Публикацию по иностранным источникам подготовил Станислав СЛАВИН Книга Роберта Аллана Монро «Путешествия вне тела» (ВО «Наука», Новосибирск. 1993) поначалу ошеломляет, затем все более завораживает, а когда перевернута последняя страница, оставляет в полном недоумении. Что это: объективное научное исследование или записи сугубо личного с долей вымысла? Четкая фиксация фактов или пересказ своих фашазий, сновидений, галлюцинаций, выдаваемых за «вторую реальность»? В предисловии американский ученый Ч. Тарт утверждает: «Перед нами один из тех обескураживающих опытов, которые выпадают на долю парапсихологов, когда они работают со слабо контролируемыми явлениями». Но и тут неопределенность: под опытом можно понимать и субъективные переживания, и научно поставленные эксперименты. Тарт не делает различия «Физический мир таков, каким он нам кажется». Для нас, воспитанных в духе материализма, чаще всего желательно особо выделить достоверное шание, проверяемое вне зависимости от впечатлений и умозрений личности. Однако в данном случае (имея в вит> сведения, приводимые Монро) сделать это очень трудно, если вообще возможно. Приходится принимать «правила Ру дольф БАЛАНДИН игры», предлагаемые автором. Тем более что рассказ оставляет впечатление искренности и точности До весны 1958 года жизнь Роберта Монро складывалась более или менее заурядно. Закончив университет штата Огайо, работал на радио, писал статьи в газеты и журналы, затем стал бизнесменом, президентом двух крупных корпораций, связанных с кабельным телевидением и электроникой. Упомянуть об этом имеет смысл для того, чтобы у читателя не возникло подозрение в каких-либо корыстных или — почти то же самое — рекламных целях, которые мог бы преследовать автор. К моменту завершения книги (1971 г.) он уже был состоятельным человеком, дорожащим своей репутацией. И ему весьма непросто далось решение поведать миру о своих необычайных путешествиях вне собственного тела. Все началось с неожиданных спазм и болей в области диафрагмы. Лежа на кушетке, Монро почувствовал как бы прикосновение луча, исходящего с северной части неба под углом примерно 30° к горизонту. Причем тело непроизвольно твибриро-вало. И подобные приступы периодически повторялись. Обращение к врачам не помогло: никакого заболевания они не обнаружили Через несколько месяцев, пережив очередную встряску, он опустил руку к полу и почувствовал, что пальцы прошли сквозь него! «Тут я внезапно полностью осознал ситуацию,— пишет он.— Я был в абсолютно бодрствующем состоянии и наблюдал залитый луньым светом ландшафт за окном. Я ощущал, что лежу на постели, укрытый покрывалом, под головой у меня подушка... И тем не менее каким-то невероятным образом моя., рука, судя по ощущению, как будто проткнула пол насквозь. Я, без сомнения, был в состоянии полного бодрствования». В последующие дни и ночи начались странные сеансы двойного существования: тело было недвижимо, а сознание, напротив, приобретало способность переноситься в иные измерения пространства-времени То, что мы обычно называем душой, еще при жизни гела уходило в «свободный полет», проникая сквозь любые материальные преграды. Обнаруживались «параллельные миры». Среди них — похожие на наш, но на иных уровнях научно-технического прогресса. Или — причудливые, населенные гуманоидами, по большей части бестолковыми, хотя и настырными. Случались встречи и с представителями высшего разума и бессмертными духами. Для перехода в «инобытие» требовалась только определенная «настройка» души, целеустремленность, волевое усилие. Вот один из примеров. После полета через пустоту — узкая долина. Люди в темных одеяниях до пяг. Привычная картина, ибо посещение было не первым. «Духовный» Монро стал спрашивать у них, знают ли они его. Ответы были отрицательными. Только один мужчина в монашеском одеянии сказал, что знает. Уточнил: «Последний раз вы были монахом в Кошоктоне, штат Пенсильвания». Воссоединившись со своим телом, экспериментатор решил проверить слова мо 44
|