Юный техник - для умелых рук 1986-03, страница 5ки, спортсмены активисты, которым стоит подражать. Даже имена кукол могут стать нарицательными. Кто захочет узнать себя в Двойкине или Тройкине? По форме такие представления могут напоминать устную газету. А тексты для кукол напишут сами ребята. Помимо миниатюр на школьные темы, в театре Петрушек можно ставить и известные пьесы. Выбор драматургии большой: это «Веселые медвежата», «Тигрик Петрик», «По щучьему велению» и более сложные: «Золушка», «Бременские музыканты», «Золотой Ключик»... Для эстрадных номеров можно использовать басни Крылова. Перчаточная кукла — простейшая верховая кукла. Теперь, когда вы научились их делать, можно перехо'дить и к более сложным куклам. ТРОСТЕВЫЕ В отличие от перчаточных кукол, движением которых управляет рука актера-кукловода, находящаяся внутри куклы, тростевые куклы управляются спе циальными механизмами с помощью тростей. Актер не имеет непосредственного контакта с тростевой куклой. Упразлять такой куклой сложнее, зато изобразительные возможности ее намного богаче. Большинство кукольных театров нашей страны, в том числе и Центральный театр кукол под руководством С. В. Образцова, в своей работе используют самые разнообразные системы тростевых кукол. Конструкция тростевых кукол позволяет совершать самые разнообразные движения, насыщать спектакль интересными трюками и находками. Тростевые куклы гораздо крупнее перчаточных. Размер их головок может быть до 20 см. Головки тростевых кукол изготавливаются тем же способом, что и перчаточных. Основу тростевой куклы составляет деревянная конструкция. Она крепится на так называемом гапите — деревянном стержне, который служит как бы позвоночником куклы. На гапите устанавливается плечевой каркас, а к нему прикрепляются подвижные суставы рук (рис. 12). Корпус и голова куклы управляются рукой актера, которой он держит га-пит. Руки куклы приводятся в движение второй рукой актера при помощи проволочных тростей. Основа гапита — круглый деревянный брус 0 20 мм. Плечевой каркас выпиливается из 10-миллиметровой фанеры или доски, в центре вырезается отверстие для гапита. Каждая рука составляется из двух деревянных брусков квадратного профиля 20X20 мм. Они сочленяются кусочками сыромятного ремня. Гапит пропускается через отверстие в плечевом каркасе. Чтобы плечи не опускались, в гапите высверливается отверстие и туда вставляется деревянная шпилька. Другая конструкция гапита, показанная на рисунке 13, дает возможность поворачивать голову куклы влево-вправо и вверх-вниз. Это «солнцевский» механический гапит, названный так по имени старейшего мастера советского кукольного театра Н. Ф. Солнцева. С куклами конструкции Солнцева работали многие выдающиеся актеры-кукольники. Этот гапит состоит из четырех основных частей: неподвижного деревянного стержня А, наглухо скрепленного с плечиками куклы, трости Б, вращающей и опускающей голову, деревянного цилиндра В, на котором укрепляется голова, и деревянного квадратика Г, надетого на стержень А и наглухо скрепленного с тростью Б. Этот квадратик называется машинкой управления. Когда актер поднимает и опускает ее, соответственно поднимается и опускается голова куклы.- Поворотом квадратика голова поворачивается налево и направо. У тростевой куклы можно сделать подвижными глаза, рот и даже уши Специальный механизм для этого монтируется внутри головы. Для глаз нужно выточить на токарном станке деревянные шарики. Их просверливают насквозь и в отверстие просовывают проволоку диаметром чуть меньшим, чем диаметр отверстия, — так, чтобы шарики свободно вращались, но не болтались. В головке из папье-маше вырезают глазницы и к ним подгоняют глаза-шары. Проволочные оси вбиваются в деревянную основу, которая укрепляется на клею внутри головы куклы (рис. 15). В деревянные шаричи-глаза вбивают скобки, к которым подвязываются ре зинки. Их натяжение подбирается таким, чтобы держать глаза куклы открытыми. Здесь же привязывается тяж-леска и пропускается через проволочные скобки, закрепленные в затылочной части головы. Другой конец лески привязывается к курку (рис. 14). Нажатием курка глаз закрывается. Чтобы глаза могли поворачиваться налево и направо, шарики-глаза насаживают на две неподвижные оси, расположенные вертикально (рис. 16). Для открывания рта можно использовать механизм, показанный на рисунке 17. Для этого нижняя челюсть вырезается из головки и снова прикрепляется на место либо на неподвижной оси, либо при помощи клея и полоски плотной ткани. В верхней и нижней челюстях крепятся скобки. Между ними натягивают резинку. Она будет держать рот закрытым. Открывается рот с помощью тяжа, привязанного к скобе внутри нижней челюсти и выпущенного наружу сквозь маленькое отверстие в папье-маше. Отличительный признак таких персонажей, как зайцы, собаки, ослики, — симпатичные лохматые уши. Небольшое приспособление — и мы можем научить их шевелить ушами (рис. 18). Ухо крепится к голове поноской ткани или небольшой петлей так, чтобы оно свободно поднималось. К ушам крепятся скобки, а к ним привязываются лески. Затем они пропускаются через скобку затылочной части головы и спускаются вниз, в корпус куклы, где привязываются к деревянной палочке. Потяните — и собака поднимает уши. Используя такой же механизм, можно научить птицу махать крыльями. Трости для управления руками куклы крепятся к ее кистям. Но бывают случаи, когда трости мешают восприятию художественного образа. Тогда их стараются замаскировать. Например, у стражника — под копье, у Бабы Яги — под клюку. Трости можно задрапировать костюмом куклы (рис. 20). Помимо замаскированных, бывают и внутренние трости, которые крепятся к локтевому суставу (рис. 19). На концы тростей для удобства работы куклозода надеваются деревянные ручки. Эстрадные номера с тростевыми куклами могут быть украшением любого концерта. Недаром этим куклам отдают предпочтение ведущие эстрадные 5 |