Юный техник - для умелых рук 1986-03, страница 7КУКЛЫ С «ЖИВОЙ РУКОЙ» Яркими выразительными возможностями обладает очень простая кукла, которая состоит из деревянного стержня — шеи и головки из папье-маше. На бороздке, прорезанной вокруг шеи, держится свободно свисающий костюм (рис. 22). Если в перчаточных и тростевых куклах был или хотя бы годразумезелся корпус, то здесь его вовсе нет. А вместо рук куклы работают руки кукловода в цветных перчатках. Основа костюма такой куклы — плащ. Шьется он просто: два прямоугольных или квадратных куска ткани сострачиваются вместе по краям. Полученный мешок выворачивается, два верхних угла срезаются и собираются на резинку. Кисть кукловода должна свободно проходить сквозь такую манжету, которая будет удерживаться резинкой у запястья. Сложив плащ пополам, вырезают на линич сгиба отверстие для кукольной шейки. Горлозина плаща, со-сборенная на нитку, закрепляется в бороздке, прорезанной вокруг шеи. Сверху плащ может быть украшен разнообразным декором в соответствии с замыслом образа. Куклы с рукой исполнителя тоже относятся к верховым, работающим на ширме. Поэтому практически любой драматургический материал, написанный для верховых кукол, может быть исполнен и этими куклами. Такая кукла позволяет выделить самые тонкие нюансы чувств и настроений героя, она обладает выразительной жестикуляцией и может исполнять сложные действия, недоступные другим куклам. И ДРУГИЕ ВЕРХОВЫЕ КУКЛЫ... В чем же отличие одних кукол, работающих на ширме, от других? Почему в одном спектакле режиссер может отдавать предпочтение перчаточт м куклам, в другом — тростевым, в -реть-ем — плоскостным? Почему не остановиться на какой-нибудь одной, самой удобной конструкции? Дело в том, что один сюжет выигрывает, если осуществить его скупыми средствами перчаточных или плоскостных кукол, подчеркнуть простоту, лаконичность драматургии; другой, наоборот, требует максимальных возможностей, которыми обладают тростевые куклы. А если в спектакле необходима сложная жестикуляция куклы или нужно выполнять разнообразные действия, брать в руки различные предметы, то эту роль лучше всего поручить кукле с рукой актера. И все же художники ищут и находят все новые и новые выразительные средства, придумывают новые оригинальные системы управления куклами. В кино, например, в последнее время используются куклы на электронных микросхемах. Но поиски новых выразител'>ных средств состоят не только в том, чтобы бесконечно усложнять устройство кукол. В театре и на эстраде, например, появились куклы, которые на первый взгляд даже трудно назвать куклами. Это разнообразные предметы: чайники, самовары, кастрюльки... Их носики и краники стали носами кукол, ручки — ушами забавных и выразительных персонажей (рис. 23). Слегка задрапировав тканью обыкновенную лейку, надев очки на ее носик и добавив живую руку актера в перчатке, можно сделать смешного лектора (рис. 23 В). Из кастрюли получается модница в берете и с серьгами в ушах (рис. 23 А). А вот как из старого футляра от скрипки можно собрать трогательного крокодила Гену, распевающего свою коронную песенку о дне рождения. Петли футляра переставьте в торец его расширенной части. Два пенопластовых шарика с нарисованными зрачками укрепите сверху — вот и глаза. К верх ней части футляра жестко прикрепите стержень — шею, а к нижней части —■ привод, который будет помогать Гене открывать и закрывать свою добродушную пасть (рис. 23 Б). Чудо-Змею можно сделать из треугольных пакетов из-под молока (рис. 23 Г), Пакеты окрасьте в любой цвет масляной краской. Чтобы получить утончающийся к концу хвост змеи, основания последних пакетов срежьте — тем больше, чем ближе пакет к концу хвоста. Внутрь пакетов вставьте деревянные распорки и прикрепите к ним проволочные трости. Поиски новых выразительных и лаконичных средств театра кукол продолжаются. Не стоят на месте, постоянно видоизменяются и старые традиционные системы кукол. 7
|