Юный техник - для умелых рук 1986-03, страница 6актеры. Если вспомнить «Необыкновенный концерт» С. В. Образцова, то в этом представлении наилучшим образом продемонстрированы широкие возможности тростевых кукол. С чего нужно начинать работу над номером? Первое — это выбор темы. Допустим, вы хотите поставить миниатюру «Факир». Сначала подробно разработайте сюжет с учетом возможностей куклы. Продумайте трюки, которые она может выполнять. Подберите костюм. Вот на ширме в таинственном освещении появляется факир. На нем длинный черный плащ. Факир разводит руки в стороны, и зрители видят, что на нем элегантный черный фрак. Потом он сводит руни на груди, и плащ закрывает корпус куклы. В этот момент второй нунловод надевает на норпус новый костюм. С возгласом «Ап!» кукла разводит руки, и перед зрителями фанир в ярком восточном одеянии. Рукой он снимает с головы чалму (для этого на кисти руки делается крючок, а в чалме — петелька). Он кладет чалму на ширму, берет дудочну (которая нрепится к ладошке резинкой) и начинает наигрывать мелодию. В это время чалма разворачивается и превращается в змею, которая изящно извивается под музыну. Но вот факир кончил играть — змейка снова сворачивается в чалму, и факир водружает ее на голову. Чалма-змея — это подменная кукла, сделанная из полоски материи на трости (наподобие ленты для гимнастических упражнений). В то мгновение, когда факир проводит над ней плащом, и происходит подмена. Номер можно оснастить и другими оригинальными трюками. ПЛОСКОСТНЫЕ К верховым куклам относятся и плоскостные, названные так потому, что они двигаются на ширме в одной плоскости (рис. 21). Изготовление таких кукол несложно. Основной материал — 3-миллиметровая фанера. Чтобы кукла была подвижной, отдельно выпиливаются ее руки, ноги, туловище, голова. Б местах сочленений оставляются небольшие полукруглые выступы. В них просверливаются отверстия, и части куклы соединяются между собой винтами, проволокой, заклепками или шнурами. Такие куклы могут приводиться в движение либо шнуром, либо тростями из толстой проволоки, как тростевые куклы. Актер одной рукой держит куклу за деревянный стержень, неподвижно прикрепленный к туловищу куклы. А второй рукой тростями либо шнуром приводит в движение руки и ноги куклы. Плоскостные куклы раскрашивают красками либо оклеивают тканью, искусственным мехом или кожей, украшают фольгой, блестками, елочной мишурой. Большой успех может иметь номер с плоскостными куклами, исполняющими забавный танец, или комическую клоунаду, или акробатический этюд (рис. 21). 6 |