Юный техник 1980-09, страница 37ную из вышедшего в ГДР и переведенного на русский язык филателистического словаря. Вот что в ней говорится о цветовых таблицах, которыми пользуются филателисты: «Таблицы содержат около 150 основных и составных цветов, что, однако, не охватывает всех встречающихся в каталогах цветовых обозначений. Цвета в таблицах не унифицированы. Установить обоснованные единые названия большого количества цветов и оттенков в настоящее время не представляется возможным. Таблицы могут дать лишь общее представление о различных оттенках цвета и не являются основой для абсолютного определения цветовых тонов и различий, встречающихся у знаков почтовой оплаты. Оттенки часто обозначены филателистическими спецназваниями, которые нередко носят местный характер и не всегда научно обоснованы». Теперь обратимся к бумаге. Та, на которой напечатаны эти строки, для изготовления знаков почтовой оплаты не годится — для них, как правило, используется бумага лучших сортов. Какой должна быть бумага для марок? Нестареющей, не боящейся света, прочной, гладкой и в то же время хорошо удерживающей краски и клей. Лучше других этим требованиям удовлетворяет бумага, на все сто процентов сделанная из целлюлозы, но и она желтеет со временем, правда, меньше других. Чтобы бумага стала глаже, ее пропускают через валы каландра. Особенно хороша для многокрасочной печати, например, при воспроизведении на марках картин известных художников мелованная бумага с покрытой слоем каолина, казеина или мела поверхностью. Но, оказывается, можно обойтись и без бумаги: для изготовления почтовых миниатюр все чаще используют различные, часто превосходящие ее по прочности материалы. Польская почта отме тила свое четырехсотлетие блоком, отпечатанным на шелке; ГДР, ВНР и Бутан выпустили соответственно на дедероне, металлизированной алюминием бумаге и тонкой стальной фольге блок и марки. Выбор материала обусловлен темой миниатюр. Блок из искусственного волокна был посвящен Дню работника химической промышленности, памятная марка авиапочты — двадцатилетию алюминиевой промышленности Венгрии, а серия, вышедшая в Бутане, — истории металлургии этой страны. Металлизированную бумагу филателисты часто называют фольгой с подложкой. Почтовые миниатюры из фольги бывают матовые и глянцевые, серебристые и золотистые, самых разных цветов. В 1963 году королевство Тонга, расположенное на одном из тихоокеанских островов, выпустило круглые марки из золотой фольги с изображением первых полинезийских золотых монет. В 1972 году марки на золотой фольге были выпущены уже в десяти странах. Иногда при изготовлении бумаги в ее массу добавляют краски, и она выходит цветной. Но, если уж быть точным, и белая бумага не совсем бела, а с каким-нибудь синеватым, сероватым или красноватым оттенком. Здесь приходят на помощь люминофоры: их добавка заставляет почтовую миниатюру, что называется, сверкать белизной при самом обыкновенном освещении. Марки и конверты из бумаги с такими добавками достаточно распространены. Сродни им и те марки, которые коллекционеры в шутку нарекли «электронными». Чтобы понять, зачем они нужны, надо вспомнить, что мы живем в век энергично внедряемой автоматизации, все шире затрагивающей и трудоемкие процессы обработки почты. Автоматизация предъявляет к маркам, конвертам и от 3* 35
|