Юный техник - для умелых рук 1971-05, страница 3Сложите соломку в посуду, залейте водой, лучше кипятком, и кипятите минут двадцать. За это время соломка отмякнет и ие будет ломкой. Проваренную соломку нужно теперь прогладить. Возьмите толстую иглу, тонкое шило или пинцет и разорвите соломину вдоль. Конец расправленной соломины придавите носиком утюга и сразу начинайте вести утюг по соломине. Если задержать утюг, то соломина может прилипнуть к утюгу, и оторвать ее будет очень трудно. Если же ее удастся оторвать, то это будет уже сморщенная, мятая соломина, которую остается только выбросить. Гладить соломинки сначала надо с внутренней стороны. Для ускорения работы лучше разглаживать соломины вдвоем. Один разрывает Соломины и подкладывает их под утюг, а другой проглаживает. Вдвоем можно проглаживать до восьми соломинок, постепенно подкладывая их под утюг. Проглаживать соломину с внутренней стороны надо до тех пор, пока она не станет почти сухой, а затем уж досушить, проглаживая с лица. Разглаженные соломинки сложите на картонные пластинки, специально приспособленные для этого. возьмите продольный кусок твердого картона. На картон натяните по середине узкую резинку. Резинку протяните вдоль картона. С одной стороны картона (вдоль же) приклейте целлофан Это для хранения коротких соломинок Для хранения длинных соломинок резинку надо протянуть поперек картона (рис. 2). Поперек же 1адо приклеить и целлофан. Это для длинных соломок. Поперек лучше проложить не одну, а две-три резинки. Соломку надо просунуть под резинку или целлофан. Для удобства рекомендуем (♦меть по картонке на каждый тон соломки. Соломки бывают беловатые, желтоватые. В посевах же пшеницы можно найти соломинки и фиолетового тона. В посевах ржи редко, но можно встретить соломины голубого, серовато-голубого, р также сиреневатого тонов. Соломинки таких редко встречающихся тонов кипятить нельзя, они выцветают. Их нддо быстро обмакнуть в горячую воду, вынуть, чуть подержать, чтобы они отмякли, и тут же разорвать и прогладить. Иногда для картин требуются совершенно белые соломки. Как получить такие солодки? Залейте самые светлые соломки кипятком, поставьте' На огонь. Через несколько минут вода пожелтеет, эту юду слейте и залейте новой порцией кипятка, эта вода < йова пожелтеет. И так сделайте раз семь-восемь, быст ю заменяя желтую воду чистым кипятком. Если же пос.« этого соломки все-таки будут недостаточно белыми, то в последнюю воду добавьте уксус. На литр кипятка примфно чайную ложку. Если нужны соломки яркр-желтого, лимонного тонов, то во время кипячения на, р добавить в воду щепотку питьевой соды. А чтобы получить соломку темного тона, ее надо гладить перегретым утюгом. Проглаживайте соломку на асбестовой пластинке. Проведите по соломке утю ом и посмотрите — если светла, еще проведите. Можно соломку подержать под утюгом, пока почернеет настолько, несколько нужно. Доведенные до черноты соломины сохраняют блеск, но очень хрупки. Это надо учитывать при вырезании деталей из нее. При проглаживании перекаленным утюгом нижних соло минок подгорают выступающие части, самые «горбинки» ребристой поверхности, а вдавленные части соломины остаются светлыми. От этого соломка становится полосатой. Но и полосатые соломки могут пригодиться, поэтому не выбрасывайте их. Для некоторых картин требуются и зеленые соломки. Зеленая соломка мягкая, обладает более слабым бланком, чем вызревшая. После обычной обработки такая соломка приобретает густо-зеленые и зелено-голубоватые тона. Но со временем зеленая соломка (уже в картине) выцветает, линяет. Как же закрепить ее цвет? Можно сделать так. Как только вы срезали соломку, так сразу же очистите ее от листьев, вырежьте узлы и поместите междоузлия в морозильник холодильника на полчаса-час. После этого выньте солому, и, когда она оттает, станет сырой и мятой, прогладьте. У вас приготовлена соломка. Теперь надо приготовить материал, на который вы будете клеить ее, чтобы создать картину-панно. Лучше всего наклеивать соломку иа карто -, бархатную бумагу или оргалит. Оргалит — это вроде прессованного картона. Из оргалита депают ящики для перевозки мебели. У оргалита одна сторона гладкая, а другая рябенькая. Именно эту сторону и следует использовать как фон картины. Эту негладкую сторону необходимо покрыть тушью, лучше раза два или три. Тогда фон получится ровный по окраске и густо-черный. На черном фоне соломка особенно эффектно смотрится. Если тушь долго стояла, то необходимо ее перемешать во флаконе, так как отстой на дне, если наносить его на оргалит, дает блестящие, отливающие серым блеском мазки, и это портит фон, создает впечатление грязи. Приклеивать соломинки можно канцелярским (казеиновым, декстриновым или иным) клеем. Под рукой надо иметь тонкое шило на деревянной ручке или иглу для выжигания по дереву. Шило и иглу иногда придется раскаливать на огне и при помощи их выжигать на соломке тени. Для этой цели можно применить специальный прибор для выжигания, но он не обеспечивает нанесения очень тонких линий и мелких точек. Картины из соломки могут быть разные по тематике. Надо только помнить, что очень хорошо из соломки получаются корабли, лодки, дома и архитектурные ансамбли, замки, пейзажи, цветы, птицы. Сложнее выполнить фигуры животных, людей. Поэтому на первых порах надо брать рисунки, на которых детали крупные и четко очерченные, как на аппликациях. Не следует брать рисунки с переходными тенями, с мелкими деталями, так как в ряде случаев они очень сильно искажаются. Техника выполнения картин из соломки несложна. Вначале соломки надо приклеить на бумагу, а затем уже на плотную бумагу, оргалит, в общем на то, что выбрано под фон картины. Бумагу лучше всего брать такую, на которой сильно растекаются чернила. Например, курительная. Такая бумага быстро набухает от клея. Соломка хорошо пристает к ней, и готовая деталь хорошо прилипает к материалу, который выбран под фон картины. Размеры рисунка обязательно должны соответствовать размерам картона, выбранного для картины-панно. Сначала нужно перевести на бумагу детали рисунка. Каждую деталь необходимо переводить отдельно, особенно, если они выполняются из соломки разных тонов или если направление соломок у них различное. Размещайте детали на бумаге просторно, чтобы они не сливались одна с другой. Да и наклеив, ть и вырезать их тогда будет удобнее. Как же переводить фтали рисунка? Положите лист копировальной бумаги на стол черной стороной кверху. На этот лист положите лист белой бумаги. На этот лист положите еще лист копировальной бумаги, но черной стороной вниз, то есть чёрной стороной к белой бумаге. Скрепите все эти три листка. Если на эти три листка положить рисунок и начать его переводить, то он выйдет «а обеих сторонах белого листа. Не забудьте пронумеровать каждую деталь и номер также перевести на бумаг С одной стороны листа переведенный номер будет выглядеть правильно. В дальнейшем эту сторону будем называть лицевой. На другую сторону номер будет переведен в зеркальном изображении. В дальнейшем эту сторону листа будем называть «изнаночной». Нумерация деталей очень хорошо помогает при компановке деталей. Границы каждой детали должны быть хорошо очерчены именно на обеих сторонах листа. Это необходимо, так как с одной стороны на бумагу будете клеить соломку, придерживаясь пиний, которые очерчивают каждую деталь, а по линиям иа другой стороне бумаги будете точно вырезать детали картины. Прежде чем наклеивать соломку на бумагу, надо определить для себя, в каком направлении будете располагать соломку на различных частях крупных элементов картины. Например, на рисунке 3 изображен дом. Как наклеить соломку? Какое дать ей направление? Вспомните, <.ак расположены бревна, черепица на деревянных домах. Укажите стрелками на изображаемом доме направление бревен, черепицы, И затем каждую деталь вместе со стрелками переведите на отдельную бумагу. Вначале переведите крышу и поставьте № 1 (на рисунке также поставьте № 1). Итак, этот номер будет стоять на рисунке и на листе бумаги, на которую переведена деталь, с «лицеЪой» и «изнаночной» сторон. Очень важно, чтобы цифрь! были видны четко. Если деталей в картине много, то по номерам будет легко ориентироваться при компановке всех элементов картины на «фон». Затем переведите стену, что под крышей. Эта- стена должна быть более темной. Пронумеруйте и ее->-№ 2. Потом переведите светлую часть стены и обозначьте ее № 3. Вы пересияли детали. Весь рисунок оказался расчлененным. Каждая деталь должна иметь свою окраску. В зависимости от окраски детали подбирается соответствующий тон соломки (на крышу—белая, иа стену — желтая и темная). Подобранную по тону соломку уже можно наклеивать на детали рисунка. При наклеивании важно точно подгонять края соломок друг к другу, соблюдая направление. На рисунке 4 показано направление соломки на всех элементах картины. Если направление соломинок выбрано правильно, то оно может придать большую выразительность всей картине. На рисунке 5 показано, как выбирать направление соломки при изображении животных (в данном случае оленей). По выбранным направлениям надо приклеить соломку и туго прижать. Пригладьте кольцом ножниц или иным гладким предметом. При этом нельзя прочерчивать, продавливать линии — их потом невозможно устранить. Обычно соломинка кладется лицевой, блестящей стороной кверху. Но иногда встречаются отдельные соломины, у которых изнанка красивее лицевой стороны. Она или темно-фиолетовая, или серо-зеленая с перламутром, или ржаво-красного тона с глубоким перламутровым блеском. Такая соломка очень эффектно выглядит на крылышках, на гребешках птиц или в хвостовом их оперении. У такой соломки перед наклеиванием непременно нужно соскоблить с лицевой стороны блестящий слой. Если же приклеить соломинку, предварительно ие соскоблив этот слой, то она если не сразу, то впоследствии отклеится и отпадет. Клей лучше всего наносить не кисточкой, а палочкой, или тонкой щепкой. Ими удобно снимать с соломины избыток клея. Если клея на соломке будет много, то при наклеивании ее на бумагу он выступит за края соломки и расплывется по ее поверхности. От этого соломка потеряет блеск, а вся деталь приобретет неряшливый вид. Правда, растекшийся клей можно быстро снять влажной марлей, но лучше стараться наносить его тонким слоем. При наклеивании соломки не следует особо заботиться о том, чтобы подогнать ее точно к начерченным краям детали. Пусть соломка выходит за края, ведь на обратной стороне бумаги границы детали обозначены, и по ним вы будете вырезать деталь. Заклеенные соломкой детали нельзя вырезать сразу, а необходимо подсушить. Мокрая соломка и мокра» от клея бумага при вырезывании прилипают к ножницам, взаимно смещаются и деталь сильно деформируется. Поэтому заклеенные соломкой детали надо уложить под толстую книгу или под стекло (лучше под оргстекло, оно не бьется). Под стеклом видно, какие детали подсохли. Если заклеиваемая поверхность очень сложная, большая или длинная, то такая деталь начинает прямо под руками сильно скручиваться. При распрямлении она обязательно в каких-то местах помнется или даже потрескается. Поэтому рекомендуется скручивающуюся деталь опрыснуть очень мелкой водяной пылью, или приложить к ней туго отжатую мокрую марлю. Но прикладывать марлю надо обязательно со стороны бумаги, а не соломки. От этого деталь как бы отпотеет, отмякнет, и ее уже можно положить под стекло. Но обязательно через несколько минут деталь надо передвинуть на новое место, так как она может приклеиться к стеклу, книге и очень крепко. Если все детали переведены правильно и вырезаны точно по линиям, то сложить из таких линий полный рисунок будет легко. При сверке деталей по основному рисунку надо помнить, что все цифры, обозначающие детали, написаны с левой стороны в зеркальном изображении. Мелкие детали какого-либо элемента рисунка прежде чем наклеивать на выбранный под фон материал надо наклеить еще раз на белую бумагу — как бы собрать воедино. Если же сразу клеить мелкие детали на фон, то картина может получиться неаккуратной. Вначале надо все детали разложить на фоне, тщательно проверить правильность их расположения, а потом уж начинать приклеивать их. Если материал, который вы выбрали для кёртины, позволяет, то рисунок переведите на него — это облегчит компановку картины. Когда все детали будут приклеены, надо на картину положить стопку журналов и так держать до высыхания клея. Стопка журналов помешает соломке покоробиться и отстать от фона. Наложение каких-либо теней или линий (например, жилок на листья) нужно делать до укладки и до приклейки детали. Но в ряде случаев (например, узоры на березах, штрихи на пнях) тени и линии можно наносить и на уже приклеенной детале. Готовую картину желательно заключить под стекло или покрыть светлым лаком. Правда, совершенно бесцветных лаков купить трудно, и поэтому от лакировки картина приобретает слегка желтоватый оттенок. Под стеклом же тон соломки значительно выигрывает, хотя картина становится тяжелей и ее трудно укрепить на стене. Петлю для подвешивания картины лучше сделать заранее. Просверлите два небольших отверстия в картоне или Оргалите, которые вы выбрали под фон, и протащите через них прочную нить или тонкий шнур. Завяжите нить на обратной стороне. Когда же будете наклеивать соломку, то постарайтесь деталями закрыть шнур. В крайнем случае на обратной стороне картона придется приделать (приклеить) прочный шнур, за который и повесите картину. Можно делать картины не только из одной соломки. Очень красивыми бывают картины и из одних засушенных листьев, трав или в сочетании с соломкой, карандашным рисунком и т. п. Например, на голубом фоне из трав и соломок хорошо получаются виды лесных озер (рис. 6). Для композиции можно использовать метелки различных злаков (трясунки, мятлика, полевицы), пестрые листья цветочных растений, белые, пышные цветоносные стебли |