Юный техник 1976-07, страница 35СМОГУТ ли ПЕРЕДЕЛАТЬ К концертному залу «Россия», что в Москве, рядом с Кремлем, подъехал грузовик. Привез он вещи обычные — столы, кресла. Подошел юноша, взял сразу пяток кресел и пару столов и унес... Один человек — пять кресел?! Ничего удивительного. Вся .мебель была сделана из картона, обычного гофрированного, какой идет на упаковочные коробки, только толще. Зачем? Кому нужна картонная мебель? Дело в том, что в Москве, в концертном зале «Россия» должен был состояться IX Международный конгресс дизайнеров. А концертный зал, естественно, для проведения конгрессов не предназначен: нет здесь столов и стоек для регистрации делегатов, оформления документов, нет досок объявлений и прочих предметов, без которых конгресс работать не может, а после него они никому не нужны. И тогда организаторы — дизайнеры! — изобрели «вещь на неделю» — все, что было нужно, сделали из картона. Синонимом слова «дизайнер» очень часто употребляется понятие «художник-конструктор». То есть человек, конструирующий красивые, современные, удобные вещи: станки, машины, приборы. Здесь, на конгрессе, вдруг прозвучал призыв к дизайнерам активно участвовать в переделке мира вещей... Два момента были непонятны: почему именно художники должны переделывать этот мир и что в нем нужно переделывать. Уникальный гибрид Даниэль Моранди — известный французский дизайнер. По- ДИЗАЙНЕРЫ МИР ВЕЩЕЙ? этому я решил задать первые вопросы ему. Спросил прежде всего, почему художники собираются совершенствовать мир. Может быть, потому что им более понятна красота? И услышал в ответ категорическое: — Дизайнеры не художники! — Но ведь зовут их художниками-конструкторами. — Неверно. Дизайнер — это прежде всего инженер. — Инженеров миллион! — А дизайнер не простой инженер. Он, кроме того, философ, экономист, социолог, психолог, биолог, педагог, эргономист... Ну и художник тоже... Это казалось шуткой. Вспомнилось, как писатели Ильф и Петров, приехав в Америку, искали «уникальный гибрид» — гидо-шоферо - переводчико - бессребреника. Дело в том, что им нужно было объехать США, и лучше всего на машине, чтобы больше увидеть, а они не знали языка, не умели водить машину, да и денег тоже было в обрез. Так что оставим пока в стороне вопрос о нужности переделки мира вещей и подумаем над значением слова «дизайнер». Художник и техника Перенесемся лет на пятьдесят назад, в 20-е годы. Одним из самых модных течений в искусстве тогда был конструктивизм. Представители его утверждали, что искусство должно слиться с производством, что пейзажи, портреты, натюрморты устарели и на смену лриходит новое искусство — вещетворчество. Вещь, говорили они, красива сама по себе. Произведением искусства может быть мост, паровоз, ведро — все, что окружает нас. 3 «Юный техник» 7 33
|