Юный техник 1976-07, страница 37Вверху — итальянский станок фирмы «Утита». Внизу — он же после модернизации советскими дизайнерами. Приглядимся внимательнее. Станок стал на 25 см короче и на 25,3 см уже (рисунки смотрите слева направо). Защитный экран теперь не мешает токарю. Положение рабочего стало удобнее — ему не нужно теперь наклоняться к детали. Уничтожена и трудоемкая ручная операция — уборка стружки. Теперь ее выполняет винтовой транспортер. изучили, удобно ли работать на станке. Выяснилось — нет. Токарю приходилось удалять стружку через нишу тыльной стороны станка, а значит, каждый раз обходить станок. Защитный экран затруднял доступ к рукояткам управления нижними суппортами. Неудачно были расположены насосы, подающие охлаждающую жидкость, — станок получался неоправданно громоздким... Была сделана модель станка в натуральную величину. На ней тщательно проверили положение всех рукояток. Для этого облепили мышцы токаря датчиками и нашли вариант, при котором напряжение мышц было минимальным. Устранили все другие конструктивные неудобства. Новый станок получился меньше, удобнее, красивее. Фирма осталась довольна. Знания ли художника-конструктора использовались здесь? Нет. Понадобился опыт эргономиста, человека новой специальности, изучающей взаимодействие рабочего и машины, находящего наиболее рациональную форму органов управления станком, их удобное расположение. Но остался нужен и художник. Причем удивительное дело — грамотно, красиво сделанная форма оказывается наилучшей с точки зрения инженера! Вот что говорил об этом известный советский авиаконструктор Николай Поликарпов: «Законы воздуха совпадают с законами эстетического вкуса: что красиво, на наш взгляд, то оказывается выгодно в летном отношении». Почему так происходит? Возможно, наше представление о красоте сформировано инженерными требованиями. Нам нравятся стремительные формы современных самолетов, и они оказываются лучшими по аэродинами 3* 35
|