Юный техник 1976-07, страница 38ке. Нам нравятся обтекаемые формы судов, локомотивов, и они больше всего удовлетворяют инженеров. Ведь считалась же когда-то эталоном красоты карета. В то время о скорости никто и не помышлял. Представления об инженерной ценности вещи были другими. И представления о красоте совпадали с конструкциями тех лет: кареты, дилижансы сформировали даже облик первых автомобилей. Итак, художник-конструктор-эргономист. Этот гибрид можно назвать дизайнером? Вам иужиы 236 разных молотков! Вероятно, нет. Любой специалист: столяр, плотник, сапожник — обойдется пятью-шестью. А вот в Париже, в магазине «Отель де вилы>, продается именно такое количество моделей молотков — 2361 В магазинах Амстердама — 500 моделей телевизоров. У нас телевизоров тоже немало, но, уж конечно, не 500. И то помню дискуссию в газетах о том, что слишком много у нас разных телевизоров. Очень веско доказывалось, что это невыгодно: и покупатели теряются — не знают, что выбрать, и промышленности лишние хлопоты. А уж о ремонтных мастерских и говорить нечего — приходится мастерам знать десятки моделей, а на складах держать сотни разных запчастей. На конгрессе дизайнеров произошел любопытный разговор. Один из зарубежных специалистов, кажется представитель Японии, рассказывал о новом автомате для выдачи .проездных билетов. Он показывал фотографии автомата, сделанного с точки зрения технической эстетики безукоризненно. Удобная щель для опускания монет, а оторванный билет прямо-таки невольно летит вам в руки. Но вот специалист закончил рассказ и немного растерянно сказал: «А мо жет быть, автомат по продаже билетов вообще не нужен? Может, нужно как-то иначе оплачивать проезд?» Вот такая встает проблема! Нужна ли вещь, которую делают? Судя по приведенным примерам, над этим никто пока не задумывался. Пример с картонными стульями в начале статьи я привел недаром. Новые предметы нужны. Только они могут иногда быстро решить какую-либо проблему. Но как их создавать? Этот вопрос волнует многих. Знаменитый дизайнер Томас Мальдонадо с горечью говорит; «Мы создали много интересных решений, отдельных вещей и систем, но лишь увеличили хаос предметного мира...» Путь указывают советские дизайнеры О переделке мира вещей на конгрессе говорили многие. Но о пути решения этой проблемы не говорил почти никто, за исключением делегатов социалистических стран. Поэтому особенно заинтересовало участников конгресса выступление советского представителя директора Всесоюзного института технической эстетики Ю. Соловьева. — В СССР, — говорит Ю. Соловьев, — создана единая государственная система художественно-конструкторских организаций, которой руководит Государственный комитет Совета Министров СССР по науке и технике. Дизайн вступил в новый этап своего развития. Он используется теперь в общегосударственном масштабе. Пожалуй, одна из наиболее интересных работ, которая свидетельствует о больших возможностях управления дизайном, — комплексный проект для всесоюзного объединения Союзэлектро-прибор, в которое входят 40 заводов, несколько институтов и 36
|