Юный техник - для умелых рук 1971-05, страница 5виде (при этом одна половинка листа слегка заходит на другую, а их непременно надо разделить прослойкой из ваты). Так как верхняя сторона листа серо-зеленая, то она образует как бы тень по сравнению с белой, нижней поверхностью листа. И если из такого сложенного листа сразу сделать два рога, то один рог будет казаться ближе, а другой дальше от зрителя. Листья винограда. В сентябре-октябре у некоторых сортов винограда листья белеют. Но при засушке на совершенно белом листе местами появляются бурые, желтые пятна. Этого можно избежать, если лист сразу прогладить горячим утюгом. Гладить надо очень, очень быстро. Окраска будет ровной, но тон из белого перейдет в красивый светло-светло-палевый. Молодые, мелкие листья при проглажи-ании сильно сморщиваются, морщинки эти можно потом расправить — лист прочный и при расправлении складок не рвется. Недостаток листа винограда в том, что он после засушки становится настолько прозрачным, что через него можно читать мелкий шрифт. Поэтому при .наклеивании его на темный фон, эффект белизны исчезает. Для сохранения белизны лист надо сперва наклеить на белую бумагу и уж только после этого — на картину. Стахис — декоративное растение с сильно опушенными седыми листьями (рис. 8). Засушивается очень легко, тона окраски не изменяются. На картинах можно использовать для изображения теплого, пышного меха. Серовато-желтые колосья декоративного ячменя — легкие, изящные (рис. 9). Из них получаются красивые хвосты птиц, и они очень хороши для изображения необычной растительности в сказочных пейзажах. Темные тон-^ можно получить из следующих растений: Перилла — декоративное растение с черно-фиолетовыми листьями (рис. 10). Засушивается легко, без потери окраски. Но перед засушкой нужно вырезать черешок, так как возле него сморщивается значительная часть пластинки листа. Засушивать лучше в бумаге. Но можно прогладить лист и утюгом. От горячего утюга лист обычно скрючивается. Поэтому лист надо быстро прогладить с одной стороны. Затем, когда лист остынет,— с другой. Подождать, когда- лист снова остынет, и прогладить лист опять с лицевой стороны. И еще раз с «изнанки». Так раз восемь. Только после такого восьмикратного проглажива-ния лист высохнет полностью. Фиолетово-коричневый и темно-коричневый тона можно получить из листьев краснолистных яблонь. Молодые листья с нижней стороны коричнево-фиолетовые. В засушке цвет сохраняется, если сушить в бумаге и часто перекладывать. Тон очень приятный и у растений редко встречающийся. Незаменим я картинах для изображения далеких гор, скал — они как бы в дымке. Если листья яблони краснолистной редко перекладывать при засушке, или засушивать их под утюгом, то получается очень теплый, сочный, коричневый тон. При засушке во всех случаях необходимо полностью срезать черешок листа] он толстый, и возле него пластинка морщится. Листья тополя дают светло-коричневые тона. В августе, в дождливую погоду, опавшие листья тополя, полежав дня два-три на земле, приобретают серовато-коричневую окраску. Эти сырые листья надо принести в помещение, слегка провялить и прогладить утюгом. Проглаживать надо несколько раз. Провести утюгом лист и отложить его, пока остынет. Снова провести и опять отложить—так до полного высыхания. Черешки листьев обязательно отрезать, так как при проглаживании они не просыхают. А с черешками листья могут заплесневеть. Красивый коричневый цвет дают листья сахлинской гречихи. Они сохраняют окраску даже после морозов. Красновато-коричневый тон приобретают листья остролистного клена. На них местами на одном и том же листе имеются разные переходные оттенки, что можно тоже использовать в картинках. Засушивать лучше всего под утюгом. Яркие цвета можно получить из листьев земляники, черной рябины, клена Гиннала. Листья земляники к осени приобретают очень яркие — красные, малиновые, лимонно-желтые — тона. Можно полностью сохранить окраску листьев земляники, если их засушивать в бумаге, но через каждый час перекладывать в первые 5—6 часов после закладки, а в последующем — через два часа и всякий раз перекладывать в заранее хорошо просушенную бумагу. Можно сохранить окраску и при проглаживании чуть-чуть теплым утюгом. При других способах засушки основной тон окраски сохраняется, но яркость полностью исчезает. Рис. 13
|