Техника - молодёжи 1993-11, страница 46Эхо «ТМ» Мы уже рассказывали 6 за 1990 г. и No 4 за 1991 г.), как ученые и инженеры пытаются если не воскресить, то хотя бы скопировать динозавров метобами современной роботехники. Однако события последнего времени приняли неожиданный оборот: некоторые намереваются...см. заголовок данной статьи. На экранах Америки и Западной Европы с сокрушительным успехом прошел фильм Стивена Спилберга «Jurassic Park» («Юрский парк», или, в ином переводе, «Парк Юрского периода»), поставленный по роману Майкла Крайтона. (Отечественные зрители гоже успели с ним познакомиться—по пиратским видеокопиям — Ред.). Вкратце суть событий такова. Некий профессор Хаммерд осуществляет мечту своего детства, открывает способ воскрешения динозавров. Он добывает из застывшей древесной смолы — янтаря — доисторического кровососа. А перед тем как влипнуть, комар этот более 65 млн. лет тому назад напился динозав-ровой крови. Из клеток крови профессор извлекает ДНК, размножает ее методами современного клонирования и вживляет полученный генетический код в зародыши африканской лягушки. В итоге на свет появляются динозавры нескольких видов — травоядные диплодоки, кровожадные тираннозавры, а также хищники помельче. Кажется, профессор все рассчитал в своем проекте. Он предусмотрительно выводит только самок, чтобы не было потомства. Однако не зря профессора предупреждает его приятель-математик, специалист по хаосу: «Природу не перехитришь. Она всегда найдет выход из положения...» И действительно, профессор не учел, что африканская лягушка, в зародыши которой был вживлен генетический код, оказывается, двупола. В итоге динозаврихи откладывают оплодотворенные яйца, из которых появляются ди-нозаврята обоих полов. Эксперимент выходит из-под контроля... С другой стороны, в него вмешались бизнесмены Вложив в проект немалые миллионы, они, конечно, хотят получить прибыль. Поэтому организуют Юрский парк (откуда и название фильма), в котором намереваются показывать самых огромных животных того периода за приличные деньги любителям острых ощущений. Ну а где выгода, там и зависть, и конкуренция... Один из служителей Парка, подкупленный конкурентами, крадет эмбрионы динозавров. А чтобы о краже сразу не догадались, выводит из строя компьютер, управляющий оборудованием. При этом перестает подаваться высоковольтное напряжение на изгородь, отделяющую доисторических гигантов j Сначала все особенности формы и движений динозавров отрабатывались на малых моделях. Затем уж начиналось изготовление роботов в натуральную величину При этом использовался весь арсенал современной технологии, включая сварку. Управление подобными доисторическими чудищами ведется, конечно, с помощью компьютера. от окружающего мира, и те вырываются на волю, сея вокруг панику и разрушение... В общем, в фильме есть все, что и положено иметь приключенческой ленте такого жанра. Зрители, особенно дети и подростки, валом валят в кинотеатры, а создатели фильма довольно потирают руки: 55 млн. долларов, потраченных на его создание, давно вернулись в их карманы, а теперь рекой течет чистая прибыль (в сентябре с.г. в «Известиях» промелькнула заметка о доходах зарубежных «звезд», так вот, режиссер и сценарист «Юрского парка» заработали на нем 72 млн. «баксов» и заняли второе место в списке самых преуспевающих, намного опередив Майкла Джексона, Арнольда Шварценеггера и Мадонну. Спасибо динозаврам! — Ред.). Зарубежные средства массовой информации между тем развернули полемику на иную, довольно неожиданную, тему. «Надо ли воскрешать динозавра?» — под таким заголовком опубликовала заметку самая влиятельная в США газета «Нью-Йорк тайме». «Как бы нам ни хотелось избежать беззастенчивого надувательства, разыгрываемого в фильме Стивена Спилберга «Юрский парк»,— пишет газета,— трудно игнорироват ь многомиллионный кинофильм, который уже приносит доход при демонстрациях в музеях и вызвал оживленную дискуссию среди ученых. Главная идея фильма, состоящая в гом, что самонадеянные, неразборчивые в средствах или легкомысленные ученые могут воскресить к жизни давно вымерших динозавров, без сомнений, не оставила зрителей равнодушными...» Далее газета сообщает, что буквально за день до премьеры фильма группа ученых заявила, что ею найдена и идентифицирована старейшая ДНК: генетический материал вымершего жука-долгоносика, жившего в эпоху динозавров. Это открытие опровергает долго бытовавшее мнение, что столь старая ДНК давным-давно должна разложиться, не оставив следов. Подробности дела таковы. Группа калифорнийских микробиологов смогла выделить распознаваемые частицы ДНК из тела долгоносика, сохранившегося потому, что 120 — 135 млн. лет гому назад он попал в древесную смолу. С течением времени смола окаменела, превратилась в янтарь, осколок которого вместе с долгоносиком и был обнаружен во время раскопок неподалеку от города Джеззин в Ливане. Один из участников исследовательской группы Рауль Дж Кейноу не преминул отметить, что публикация их работы одновременно с премьерой фильма — не более чем совпадение. Сам же он весьма скептически относится к возможности клонирования динозавров, по крайней мере в ближайшее время. «Вполне может оказаться, что это вообще невозможно,— отметил док юр Кейноу.—Подобрать по порядку кусочки ДНК — задачка посложнее головоломки, к которой утерян ключ. А потом ведь надо вернуть собранный материал к жизни. Нет, боюсь, что все это просто фантастика. Хотя мы и доказали, что ДНК эпохи динозавров действительно может сохраниться. Правда, питался долгоносик, вероятнее всего, древесиной хвойных деревьев, и в крови его, стало быть, никоим образом не может быть динозавров или каких-то других животных...» Работа доктора Кейноу и его коллег тем не менее гут же подверглась нападкам специалистов. Один из них, доктор Гримальди, указывает, что с любой точки зрения (будь то научная или денежная) древние насекомые, покоящиеся в янтаре, представляют собой неимоверно ценные экземпляры. «Мы не заинтересованы в их уничтожении всего лишь с целью установить рекорд и найти наиболее древнюю ДНК,— подчеркивает ученый.— Меня несколько опечалило то, что учинила эта группа из Калифорнии. Тот долгоносик был, может быть, единственным в своем роде, а теперь он частично уничтожен». В своем ответе на критику доктор Кейноу был вынужден пояснить, что его группа разрушила экземпляр долгоносика по той причине, что он уже начинал разлагаться сам. Из-за трещин в янтаре находившееся внутри насекомое неминуемо должно было подвергнуться разрушительному воздействию воздуха и влажности. А так он хоть послужил еще раз на благо науки. Рассказав о споре ученых, «Нью-Йорк тайме» не преминула задать и такой вопрос: «А думает ли кто-нибудь о самих динозаврах?» Ведь, воскреснув, они могут оказаться в окружающей среде, сильно отличающейся от той, где они доминировали на протяжении 160 млн. лет — с иным воздухом, с другим растительным и животным миром. Фильм оставляет впечатление, что с динозаврами могли обращаться и получше, чем это делалось в Парке. Так что нет ничего удивительного в гом, что они сбежали и проложили себе путь к влажному тропическому лесу И кто знает, какие еще беды ждут их впереди. «Так что прежде чем спешно приступать к эксперименту,— подводит итог газета,— давайте подумаем чуть-чуть об этике и о возможных последствиях как для нас, так и для доисторических гигантов, которые, вполне возможно, предпочитают оставаться такими, какие они есть — спящими в янтаре» * * * Все сказанное выше, конечно, справедливо. Однако «дино-бум», начавшийся в мире несколько лет назад, не утихает («ТМ» Nq 6 за 1993 г.). Нынешний фильм — лишь один из приливов интереса к экзотическим животным. И многим, несомненно, хотелось бы увидеть своими глазами нечто большее, чем унылые скелеты в палеонтологических музеях. Выход из положения опять-таки подсказывают создатели фильма. Дело в том, что на главные роли оживших динозавров были приглашены... роботы! Режиссер- 43
|