Техника - молодёжи 1994-04, страница 50

Техника - молодёжи 1994-04, страница 50

Невероятъ

От редакции. Если прошлый год был знаменателен для журнала, отметившего свое 60-летие, то нынешний — для нашего доброго старого автора: исполнилось 70 лет со дня его рождения и 10 — с момента выхода первой его статьи в «ТМ»! Да и предлагаемая работа —уже 15-я в журнале, то есть тоже юбилейная. Редакция от всей души поздравляет Юрия Владимировича и награждает фирменными часами «ТМ», подвергнутыми специальной процедуре, которая гарантирует невовлечение данного предмета в полтергейст и другие описанные в статье явления.

Юрий РОСЦИУС

НИ В КАКИЕ ВОРОТА!

Не подлежит сомнению, что крылатое выражение о безудержном полете фантазии является гиперболой, высказыванием «красного словца ради». На самом деле человеческая фантазия ограниченна, синкретична по природе своей и монтирует неизвестное новое из фрагментов известного старого. Именно потому так мало сделано открытий типа колеса.

Что же касается преднамеренной лжи, то она, порожденная эгоистическими побуждениями, может быть легко выявлена с помощью стародавней формулы «Is fecit qui prodest!» («Сделал тот, кому выгодно!»)

Конечно, очевидцу тоже не чужда способность ошибаться (по другой известной формуле). Но подобные ошибки могут быть выявлены в каждом отдельном случае с учетом соответствующих параметров личности.

Таким образом, достоверные факты следует искать только в свидетельствах, кои, как говорится, «ни в какие ворота не лезут!», ибо при этом меньше всего возникает поводов для подозрений в корыстности заявителя. Наоборот, они часто ставят его в откровенно нелепое положение, побуждая всех, кому не лень, высказывать естественные сомнения в его разумности, порядочности, честности, солидности.

Нижеследующее свидетельство, несомненно, принадлежит к рассмотренному типу. Пусть не смущает вас его заурядное начало:

«Алексей Петрович Ермолов, будучи только что произведенным в офицеры, взял отпуск и поехал в деревню к матери. Это было зимою. Ночью, не доезжая нескольких верст до имения, он был застигнут такой сильной метелью, что принуж

ден был остановиться в небольшой деревушке. В крайней избе светил огонек. Он подъехал к ней и постучал в окно, просясь переночевать. Спустя несколько минут он был уже в просторной и чистой избе. Рядом с широкими новыми лавками стоял липовый стол; в правом углу перед образами в посеребренных венцах теплилась лампадка, на столе горела сальная свеча в железном подсвечнике. Перед ним стоял высокий бодрый старик величавого вида, с окладистой бородой. В голубых глазах его светились ум и какая-то влекущая сила. Когда разговор коснулся таинственных явлений, Алексей Петрович сказал, что не верит в них, поскольку все можно объяснить просто; тогда хозяин предложил ему показать такое, что он едва ли сподобится истолковать. Алексей Петрович согласился. Старик принес ведро воды, вылил в котелок, зажег по его краям три восковые свечки, проговорил над водою какие-то слова и велел Ермолову смотреть на нее, думая о том, что желает видеть, сам же стал спрашивать, что ему представляется.

— Вода мутится,— отвечал Алексеи Петрович,— точно облака ходят по Hf у теперь вижу наш деревенский дом, ко '^ату матери, мать лежит на кровати, на стблике горит свеча, перед матерью стоит горничная, по-видимому, принимает приказ; горничная вышла, мать снимает с руки кольцо, кладет на столик.

— Хотите, чтобы это кольцо было у вас? — спросил старик.

— Хочу.

Старик опустил руку в котелок, вода закипела — смутилась. Алексей Петрович почувствовал легкую дурноту. Старик подал ему кольцо, на котором было вырезано имя его отца, год и число брака.

На другой день Ермолов был уже дома; он нашел мать нездоровой и огорченной потерею своего венчального кольца.

— Вчера вечером,— говорила она,— я велела подать себе воды вымыть руки, сняла кольцо и положила на столик — как почувствовала дурноту, и позабыла о нем. Когда хватилась, его уже не было, и нигде не могли найти

Спустя несколько часов Алексей Петрович отдал кольцо матери, говоря, что нашел его в спальной; о случившемся никогда ей не рассказывал».

Так обыденно и просто, в спокойной повествовательной манере свидетельствуется о явлении, в оккультной литературе носящем название «телепортация», то ест „ трансцендентное перемещение материального тела из одной точки пространствам другую.

Приведенный рассказ принадлежит русской писательнице XIX столетия Татьяне Петровне Пассек (урожденной Кучиной), жене известного историка, этнографа и писателя В.В. Пассека, приходившейся также теткой А.И. Герцену. Он опубликован в петербургском историческом журнале «Русская старина», издателем, вдохновителем и редактором которого был историк, журналист и общественный деятель М.И. Семев-ский. Данный отрывок взят из июльского номера журнала за 1876 год (т. 16, № 7 — 8, с. 511 и далее).

Образование, общественное и семейное положение Татьяны Петровны не позволяют допускать даже и мысли о мистификации или искажении фактов, ставших ей известными. Она предваряет рассказ сообщением, что слышала его от своего дяди, славившегося своей правдивостью. Именно последнее обстоятельство и побудило ее

48