Техника - молодёжи 1994-11, страница 18

Техника - молодёжи 1994-11, страница 18

к и с

ТОРИИ РУБЛЯ

Заслуженный художник России Игорь КРЫЛКОВ:

"ОБРАЗЦЫ ПОСЛЕВОЕННЫХ ДЕНЕГ ПВДКЖИЛ САМ СТАЛИН"

Еще недавно он был одним из наиболее "засекреченных" людей. О нем ни словом не упоминали справочные издания. Его ф тографии не мелькали в газетах, о его деятельности не сообщали средства массовой информации, и лишь в узком кругу знали, что этот человек — главный художник Гознака, наменитои денежной фабрики страны. И.С.Крылков — один из создателей многих банкнот бывшего Союза с 1947 по 1991 г., а также других документов и ценных бумаг — начиная с лотерейных билетов и кончая ваучером... Ныне Игорь Сергеевич - пенсионер, но отдел не ушел: его опыт высоко ценится коллегами. С Игорем КРЫЛКОВЫМ беседует наш корреспондент С анислав ЗИГУНЕНКО.

— На Гознак я попал в феврале 1944 года, 16- летним подростком, к началу одготовки денежной реформы 1947-го,- рассказывав Игорь Сергеевич. — На предприятии не хватало художников. Ко да наша се

мья вернулась из эвакуации в Москву, матери позвонил один из родственников: слушай, говорит, я тут объявление видел, на Гознак ученики требуются. Я отправился прямо к начальнику отдела кадров; тот, узнав, что я несколько лет занимался рисованием во Дворце пионеров, тут же кому-то позвонил, а потом говорит: все, с понедельника выходи на работу-

На фабрике принята система индивидуального ученичества. Наставником Игоря Крылковаоказался сам Иван Иванович Дубасов — тогдашний главный худ ожник Гознака и его живая ле енда заслуженный деятель искусств России, автор советского государственного I ерба. Его творчество оказало большое влияние на качес во изделии Гознака. Он воспитал целую плеяду художников раверов, других специалистов

В юности Дубасов учился в С рогановском тогда ещеИмпера орск м, училище. Но полного семилетнего курса не окончил — подался доброволь ем на фронт. Вернулся в феврале 1917-го. В Москве уже все стало по-другому, и художнику пришлось неко торое время перебиваться случайными зарабо ка ми...

Помог совнаркомовский конкурс на лучшую почтовую марку к годовщине Октября. Дубасов решил принять участие. С красками было туго — посему ори инал марки он нарисовал тушью, а тобы не казалось слишком траурно, подкрасил марганцовкой. С таким эскизом и явился в жюри. Успех оказался полнь м: работа заняла первое место, марку немедленно запустили в тираж, а Иван Иванович получил постоянную работу на Гознаке.

— Курс обучения был тогда экстренным, — продолжает И.С.Крылков. — Вскоре я уже участвовал в оформлении оборотной стороны рублевой купюры: это была моя первая самостоятельная работа. Кадров по-прежнему не хватало, и все эскизы будущих денег мы рисовали вчетвером: Дубасов, Поманский, Ссшярский и я.

Сделали множество вариантов. Один из пер-вь х — с изображениями пехотинца, танкиста, военного летчика — не прошел. Нам сказали, что война заканчивается, и нужны мирные мотивы. Но какие? Выручил не кто иной, как сам Иосиф Виссарионович: "Скажите, а чем плохи были царские деньги?" — спросил он на одном из совещаний. Ответа сами понимаете, не требовалось... Так и появились советские рубли в стиле дореволюционных ассигнаций. Трудно сказать, что это за стиль — не ампир, не рококо, а нечто этакое купеческое, псевдославянское... Но разработка толковая — технически и художественно продуманная, банкноты хорошо (для того времени) защищены от подделок... Сталин эскизы одобрил, и они пошли в дело.

Операция по обмену планировалась в лучших традициях военного времени, — продолжает Игорь Сергеевич. — Нам запретили говорить даже своим

Образцы купюр 1947 г., утвержденные И.В.Сталиным: пометки сделаны его рукой.

И.С.Крылков за работой.

домашним, над чем мы работаем. Саму полосу "Известий" с сообщением об обмене готовили не в редакции, как принято, а у нас на Гознаке: в типографию газеты ее привезли в последний момен и тут же запустили в машину...

К "хрущевской" реформе у Крылкова отношение неоднозначное. Банкноты серии 1961 г. выглядели попроще "сталинских". Хотя вроде все было на мес те: многокрасочная орловская печа ь и водяные знаки, и сетка, и металлография, — но композиция менее выразительная, какая-то дробная...

В застойные времена о денежной реформе гоз-наковцам запретили и думать — во избежание возможных кривотолков на Западе. И художников фабрики стали активно привлекать к выполнению разного рода правительственных заказов. Чего они только не рисовали: эскизы верительных грамот для по

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 1 1 ' 9 4

слов, макеты юбилейных медалей и прочих почетных знаков образцы нового партийного билета и удостоверения члена ЦК, всевозможные поздравления по случаю юбилеев... Один заказ особенно запомнился Крылкову:

— В 1976-м Леониду Ильичу 70 лет стукнуло, — вспоминае Игорь Сергеевич. — Я получил срочное и о ветственное задание: написать портрет Брежнева. Вопреки заведенным у нас порядкам — всю работу делать олько на работе — я неделю на Гознак не показ шалея. Заперся дома и сутками рисовал с фотографии вариант за вариантом. Работал акварелью — а она тонкости требуе исправлять ничего нельзя... Сколько бума и и нервов извел — вспомнить страшно. Еле уложился в срок. Приезжаю, сначала своим показываю - посмотрели, похмыкали, но ак и не нашли, к чему придраться.

По ом приехали из МГК КПСС и увезли портрет. А дня через три звонок; Вы не могли бы прибыть к нам с инструментом' Машина уже послана..." Деваться некуда — собрался, г оехал Приглашают меня в комнату — вижу, на столе открытый роскошный кэжаныи бювар: на левой его с ороне — вь полненный мною портрет, а на правой простъ м карандашом наискось вычерчены линейки, и по ним детская рука вывела фломастером: "Дедушке Лене от Машеньки Гришиной"... Или Дашеньки еперьужне омню И, видимо, здесь дитя расчувствовалось и то ли слезинку на портрет уронило, то ли еще чем капнуло. А он ведь акварельный! Конечно же, пятно расползлось...

Исправить "кляксу" и был вызван главный художник Гознака. Тут уж, конечно, он ничего переделывать не стал — просто заделал пятно, одретуширо-вал. До сих пор забыт не может, как тогда пере нервничал...

О последней финансовой реформе — 1991 — 1992 гг. - Крылков о зывае ся скептически. Художникам приходилось работать в страшной спешке — еле поспевали за "требованиями времени". С банкнот исчез портре Ленина а ведь это прежде все го была еще одна степень защиты от подделки. И государе венно о герба не стало — впрочем, его и у

страны фактически пока нет Вместо герба на каждом дензнаке пришлось помес и ь символическое изображение трехцветного российского флага и Кремля <о орое по мнению Игоря Сергеевича, создав дополнительнье сложное и полиграфис ам кроме основного она купюры, нужно выдерживать еще и три цвета флага... Хотя следует признать, что полиграфически нынешние банкноты выполнены на достаточно высоком уровне.

На во рос — чем заняты художники ознака жго-дня — Игорь Сергеевич по понятным причинам отве тить отказался.

— Одно могу сообщи ь и для меня пенсионер работа находи ся Вед ь д еньги как Зарометр—реагируют на все изменения в финансово хозяйстве. А сейчас, вы же знаете поч и каждый день что-то меняется... ■

16