Техника - молодёжи 1994-12, страница 30

Техника - молодёжи 1994-12, страница 30

Тон очередному выпуску рубрики задало письмо, пришедшее из г.Балакова Саратовской области. Пишет студентка третьего курса... название учебного заведения она не указала. Как, впрочем, и подлинные адрес и фамилию. Попросила именовать ее Анной Инкогнито, то бишь Незнакомкой. Причина конспирации понятна: обсуждаемый предмет и причастность к оному автора эпистолы требуют сдержанности, особенно если учесть, что адресант (не путать с адресатом) проживает в небольшом городе, где его легко "вычислить". И потом, скромность всегда украшает...

"В вашей статье "Манная каша под красным соусом" ("ТМ", № 4 за этот год. - А.В.) вы упрекаете ларечников за торговлю видеотоваром низкого качества, но, как я поняла, даже не догадываетесь о том, что они лишь "пешки" в крупном бизнесе. Я немного знакома с ним...

Так вот, у "пешки", то есть продавца в ларьке, зачастую даже нет собственного видеомагнитофона, а значит, и доступа к продукции, которую он предлагает. А если и сможет что-то сказать о заинтересовавшем вас фильме, то только по чужим отзывам.

Похожая ситуация и с прокатом видеокопий. "Хозяин" заставляет ларечника вести строгий учет выданных кассет. И ежели тот решил по-

ВИДЕОСАЛОН

"Видео-Асс Экспресс" Сергей Лавров пишет: "Прокатывать фильмы очень выгодно и продавать пиратскую продукцию тоже. В ценах мая 1994 года в кинопрокате ежегодно "крутятся" 2 триллиона (!) рублей, а в видеобизнесе — более 20 триллионов (!!!) рублей, которые практически не облагаются налогом".

Наивно думать, что массовое видеопиратство характерно лишь для России и смежных с нею республик - или, как любят говорить СМИ, для "постсоветского информационного пространства". Развитые страны Запада, задолго до нас вкусившие сладкий яд домашнего кино, испытали нечто подобное. Обратимся к свидетельству специалиста. В статье "Видео: коммерция, эстетика и идеология" (сборник "Мифы и реальность: зарубежное кино сегодня". М., 1989) М.Ямпольский, касаясь проблем видеоиндустрии на Западе в 80-е гг., отмечает: "Процессы, протекающие сегодня на видеорынке, во многом аналогичны тем, что шли на заре кинематографа в кинопроизводстве... Сходство... можно обнаружить даже в таком явлении, как "видеопиратство", являющемся ответом мелких бизнесменов на давление монополий (киноконцернов, контролирующих продажу и прокат видеокопий своих фильмов. — А.В.)--- Нелегальное производство видеокассет дает до 60 процен-

мам конкурировать с пиратскими. Увы, только конкурировать: зарубежный опыт показывает, что искоренить это явление непросто. Пока же только считанные организации покупают лицензии на тиражирование той или иной картины, подавляющее большинство попросту крадет чужую интеллектуальную собственность).

Но вернемся к тому, с чего начали. Как на сегодняшнем отечественном рынке (диком, но иного не дано) выбрать доброкачественный продукт - фильм, после просмотра которого не захочется плеваться? Надежды на совет продавца иллюзорны: даже если он случайно и посмотрел заинтересовавшую вас картину, боязно полагаться на его оценку, которая зачастую сводится к формулировке не более содержательной, нежели такие вот "аннотации" на шильдиках кассет: "наикрутейший ломовейший боевик", "суперхитовый жесткоэротический триллер", "классная комедия". Как быть? Еще пару лет назад я не смог бы ответить на этот вопрос. Сегодня ситуация изменилась. Только "Видео-Асс" выпускает несколько изданий, из которых можно узнать и о новинках, и о картинах, ставших классикой мирового кинематографа. Но особенно удобны аннотированные каталоги-справочники. Среди них достоин упоминания "Видеогид" М.Иванова и О.Сулькина.

Анатолий ВЕРШИНСКИЙ

ПРОИЗВОДНАЯ ПРОИЗВОЛА

смотреть фильм, то наряду с обычным клиентом платит те же деньги. Сколько кассет в ларьках, вы видели. Возможно ли просмотреть сразу 300 - 500, а то и 700 штук? К тому же умножьте их число на стоимость проката... Кстати, "пешка" за свою работу получает 50 тысяч в месяц, в наше время (письмо датировано июлем. - А.В.) это не деньги. Хотя многое, конечно, зависит от "хозяина".

Ну вот, добрались и до него. Хозяин-то он не настоящий: не совсем "пешка", но и не "король". Скажем, "слон". Он покупает в Москве "оригиналы" - кассеты, на которых записаны фильмы (как правило, так называемые "нулевки", скопированные на высококачественной аппаратуре с лазерных дисков. - А.В.), и передает их тем, кто занят тиражированием видеокопий. Последние поступают к ларечникам. Контролирует "слон" не более пяти "точек".

И наконец, истинный хозяин дела - "король". Видеобизнес для него - лишь один из источников дохода. В его ведении магазины и ларьки, акционерные общества и заводы, например, кирпичные. Именно этот человек — один или с компаньонами — и дает "слонам" задание покупать исключительно коммерческие фильмы, то есть такие, которые будут хорошо раскупаться. Содержание лент, их художественные достоинства ни "короля", ни "слонов" не интересуют. Для них распространение видеокассет — способ делать деньги. И чем знаменитее кинозвезда, тем больше клиентов купят или возьмут напрокат фильм с ее участием - тем, следовательно, больше барыши...

У меня нет видеомагнитофона, но я смотрю фильмы по местному телевидению. А что поделаешь? 1 -й и 2-й телеканалы не удовлетворяют моим требованиям. Они зачастую показывают скучные, неинтересные программы..."

Напомню, письмо пришло из Саратовской области. У жителей столицы и земель, к ней примыкающих, выбор шире. Как минимум пять-шесть каналов, демонстрирующих подчас довольно неплохие ленты. Но, за немногими исключениями, не новинки, право на показ которых не по карману даже таким магнатам, как хозяева НТВ. Так что и в Москве охотно смотрят кабельное телевидение (все с тем же разбойно умыкнутым репертуаром) да раскупают в несчетных количествах видеокассеты без выходных данных. Почему несчетных? Потому что никто всерьез не считал. Называются лишь приблизительные суммы оборота. В 26-м выпуске

тов всех видеоматериалов и сейчас исключительно процветает... Главное преимущество видеопиратов заключается в скорости выпуска видеокассет... Покуда фирмы выжидают месяцы, чтобы фильм окупился в кинозалах, пираты изготовляют свои видеокопии..." Полицейские меры, подчеркивает автор, малоэффективны. Наиболее действенный метод борьбы кинокомпаний с нелегальным видеорынком — выпуск видеокассет одновременно с выходом фильма на экран.

Корни отечественного пиратства несколько иные: оно возникло в отсутствие какого-либо легального предложения видеофильмов — еще в те годы, когда распространение кассет преследовалось как фарцовка. Сегодня никто не запрещает покупать и продавать видеокопии на законных основаниях. Но никто и не борется с противоправным способом их реализации. Он выгоден. Как продавцам, так и покупателям. Сравните цену красочно упакованной лицензионной копии западного боевика в "шопе" и стоимость скромной "ларечной" кассеты: 20 - 40 долларов против 15 — 30 тыс. рублей. Разница объяснима. За вычетом стоимости магнитного носителя - бытовой ленты системы VHS (от 2 до 5 долларов в зависимости от качества и метража), а также налогов и накладных расходов (эксплуатация аппаратуры и помещений, зарплата копировщиков и продавцов и т.п.) — оставшаяся часть в первом случае (то есть при законном бизнесе) делится между владельцем авторских прав на картину и фирмой, ее тиражирующей и продающей; во втором (при пиратском способе распространения) — целиком идет этой фирме. Допустим, ее прибыль от продажи одной кассеты окажется в обоих случаях одинакова - скажите: при нашем уровне доходов какие копии будут раскупаться в несоизмеримо большем количестве - дорогие "фабричные", в смысле законные, или сравнительно дешевые "самопальные", то есть пиратские? Причем качество записи последних либо не уступает легальным, либо не настолько ниже, чтобы отпугнуть рядового потребителя. Никакими апелляциями к совести вы не побудите его отказаться от краденого - столь разнообразного и доступного. Только резкое увеличение ассортимента законно предлагаемых копий и существенный рост доходов населения, при которых оно согласится платить больше за вожделенную ленту, сознавая, что тем самым оплачивает труд ее создателей, - позволят легальным фир-

При серьезных недостатках (поверхностность ряда аннотаций, отсутствие экспертных оценок в баллах) он обладает очевидным преимуществом: это издание продолжающееся. Вышло два выпуска, каждый с информацией о тысяче фильмов, обещан третий. Самый же полный на сегодняшний день - справочник "Зарубежные киновидеофильмы" (М., "Проксима", 1993). Он содержит сведения примерно о четырех тысячах лент, выпущенных с 1913-го по 1993-й. В каждой аннотации указан рейтинг фильма в пределах его жанра по пятибалльной шкале. Отмечены и возрастные ограничения - если они есть. И хотя оценки, выведенные, как утверждают составители, "на основе суммирования мнений ряда независимых экспертов", не всегда бесспорны, книга в целом - добротное пособие по отделению "овец от козлищ", сиречь хороших фильмов от плохих и средних.

Допустим, скажет видеолюбитель-скептик. Достал я аннотированный каталог, выбрал полузабытый шедевр, явился в магазин... А там мне предлагают все те же голливудские боевики да "страшилки". Что ж, до недавних пор так оно и было. И сегодня подавляющую часть репертуара составляют второсортные американские фильмы. Но рынок есть рынок: спрос порождает предложение. Вновь обратимся к статье М. Ям польского: "Ненасытность видеорынка приводит к тому, что на видеокассеты все чаще переводятся редкие, забытые или "некоммерческие" ленты... Сегодня видеорынок готов принять практически все. Эта эйфория потребления объективно создает противоток голливудской экспансии. С одной стороны, видеорынок необычайно расширяет зрительскую аудиторию Голливуда, открывает новый канал американскому "коммерческому" кино. С другой стороны, колоссальное расширение номенклатуры... предоставляет неожиданно широкую возможность выбора".

Сказанное о Европе начала 80-х полностью применимо к нам сегодняшним. Производная рыночного произвола — свобода выбора, которая тем ощутимее, чем полней прилавки. По данным Сергея Лаврова, номенклатура западных фильмов ежемесячно пополняется у нас 120 — 140 наименованиями. Прибавьте к ним отечественные ленты. Прежде они лишь эпизодически появлялись на полках ларьков и видео-тек, ныне занимают значительную часть репертуара, причем не только подражательные однодневки типа комедии "Гений" или боевика

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 1 2 ' 9 4

28