Техника - молодёжи 1995-11, страница 36

Техника - молодёжи 1995-11, страница 36

баркадерная площадка (эфебий? эргастерий? нет, не хватает римского вокабуляра...), где товары выгружаются с автотранспорта и по техническим коридорам, опутывающим весь комплекс по периметру, развозятся на автокарах и тележках в магазины и закусочные. Но сюда нас вряд ли пустят: нечего делать посетителям в служебных помещениях и коммуникациях...

И уж тем более закрыт для них самый нижний, третий, этаж (гипокаустерий!) с торговыми складами и всем техническим хозяйством. Находиться здесь посторонним не только запрещено, но и небезопасно.

И последнее: где оставить машину' Семиярусный" проект Улькина предусматривал автостоянку, занимающую целый этаж. Поскольку в окончательном варианте ярусность уменьшилась, сооружение пришлось расширить: автомобили паркуются под улицами по обе стороны от Манежа. Въезд и выезд — через пандусы (наклонные площадки), а вход со стоянки в Криптополь — по подземному переходу.

ФИЗИОЛОГИЯ СТРОЙКИ

Громадье планов, безусловно, впечатляет. И вполне логичен возникающий сам собой вопрос: как все это будет сделано?

Первая трудность возникла чуть ли не в первый день — ее, так сказать, обнажили раскопки. Каждый кубометр под Манежной площадью буквально пронизан старыми, изношенными — и притом действующими! — трубами и кабелями, проложенными как попало. Всю их беспорядочную сеть пришлось заменить и уложить в новые коллекторы большого диаметра, так что теперь профилактика и ремонт не вызовут особых проблем.

Сейчас проходческие работы близки к завершению, и полным ходом идут строительно-монтажные. Возглавляет строительство Мосинжстрой — ведущая в столице организация по возведению подземных сооружений и коммуникаций. Его коллектив насчитывает почти 30 ООО человек; на Манежной трудятся больше тысячи — вероятно, вскоре их число достигнет 2000. Генеральный подрядчик — Акционерное общество горнопроходческих работ № 1, Работа идет круглосуточно, без выходных и праздников.

Чтобы дать представление о размахе предприятия, приведем такие данные: за подготовительный период из котлована вынуто около 300 000 куб. м грунта, уложено более 40 000 кубов монолитного бетона. Приятно отметить, что извлекаемый грунт вывозится не только оперативно, но и весьма чистоплотно: грузовики деликатно прикрывают тентами, посему пыли и грязи на московские улицы стройка не добавляет. Дополнительно организован вывоз по реке — на Краснохолмской набережной сооружен специальный причал.

О методе возведения контурных (то есть ограничивающих всю глубокую часть комплекса) бетонных конструкции стоит сказать особо. Он называется "стена в грунте". Различные его модификации патентуются отечественными и зарубежными специалистами еще с начала 70-х. Очень эффективен, но требует использования буровых машин особой конструкции. Одну такую установку Мосинжстрой приобрел: ее выпустила германская фирма Бауэр". С машиной прибыл и немецкий экипаж — его члены обучили россииских специалистов работе на машине.

Как же возводят "стену в грунте"? Начинают с установки бетонного основания — "воротника" — по обе стороны вдоль будущей траншеи. Затем в работу включается бауэровскии буровик: его сверхмощные фрезы, способные размолоть в труху даже скальные породы, вгрызаются в землю, и по мере их погружения траншея заливается сверху бентонитом — особым глинистым раствором. Он не дает ее стенам обрушиться. Потом в заполненную

бентонитом захватку (углубление, вырытое фрезой за один проход) опускают арматурный каркас и снизу по трубе закачивают бетон. Поднимаясь он постепенно вытесняет бентонит — а последний тут же отводится по специальному рукаву на регенерацию.

Отметим, что грунт под Манежной площадью еще до начала проходки подвергся тампонажу: все трещины в известняковых слоях залили цементным раствором через скважины рассчитанной глубины.

Для приготовления бентонитового раствора "не отходя от кассы" на стройплощадке работает специальная "фабрика-кухня" — совершенная установка, также закупленная в Германии. Каркас же делают из стальных балок, соединенных арматурной сеткой, а также

газоны и кустарники требуют полива, да плюс фонтаны, да грунтовые воды, — словом, влага со всех сторон Стало быть, необходимо позаботиться о защите от нее.

Затем совершенно очевидно, что подземное строительство такого масштаба неизбежно отразится на окружающих Манежную зданиях. Как именно? Скептики уже играют на слабых нервах многих москвичей, поминая недобрым словом историю со станциеи метро Боровицкая", хотя никакой истории, собственно, не было: несмотря на допущенные инженерные просчеты, Российская государственная библиотека все-таки не рухнула. Но комплекс на Манежной — не в пример более крупный объект, и зданий вокруг него множество, в том числе исторически ценных. То есть

S^r^yL - -Ч"

■' * ' V~

Ни

сваренными между собой (для герметичности) стальными листами. Неподалеку, на площади Революции, работает приобретенный у французской компании "Утинор' мобильный бетонный завод мощностью 300 кубов продукта в день. Сам же продукт — бетонная смесь отменного качества: индекс водонепроницаемости 16 и выше, прочность 400 — 700 кг/кв. см (у обычных бетонов — соответственно 6 и 300). Впрочем, это уж заслуга Мос-инжстроя, а не французов: по оригинальной рецептуре, составленной учеными, в смесь ввели особые добавки.

И, конечно, нельзя не сказать о службе авторского надзора, организованной "Мос-инжпроектом" и функционирующей непрерывно. Ее задача — обеспечить соблюдение технологий, качество работ и приемку завершенных объектов. Лаборатория, оснащенная по последнему слову приборостроительной техники, держит под неусыпным контролем технические характеристики бетона, арматуры, бентонита и т.д. Геодезическая служба ведет круглосуточное наблюдение за сохранностью близлежащих зданий и подземных сооружений... Словом, огромный и замысловатый организм стройки действует четко и согласованно.

К концу октября 1996-го Мосинжстрой планирует закончить строительно-монтажные работы и передать эстафету отделочникам. Об их задачах говорить не будем — тем более что ожидаемые результаты их творчества мы уже описали. Вместо этого...

НЕ НАВРЕДИ!

...поговорим о том, чего не увидят посетители и что обеспечит жизнеспособность "города под городом". Как мы уже упомянули, наземный ярус едва ли не сплошь будет озеленен, а

Silmj

• я/ ; --ТГ -1

С

1. Гэтовая "стена в грунте" - уже без грунта

2 Аркада обращенная к Неглинке.

малейшая ошибка грозит серьезнейшими последствиями.

Наконец, проблема виброзащиты. Часто люди интересуются: ведь рядом с площадью проходят ни много ни мало две линии метро, да еще две поодаль — как их соседство будет ощущаться в подземных магазинах и ресторанах? И потом, если вся конструкция судорожно вздрагивает от каждого промчавшегося мимо поезда то долго ли ей жить?

Отвечаем по порядку — опираясь на авторитетные мнения главы 11-й Архитектурной мастерской Моспроекта-2 Д.Л.Лукаева, директора Института оснований и подземных сооружений профессора В.А.Ильичева, заслуженного строителя России С.И.Свирского и кандидата технических наук С.А.Курнавина.

Прежде всего о крыше комплекса. Это водонепроницаемый кровельный ковер со специзоляцией и корнезащитным слоем. Под газонами на нем смонтируют ирригационную и дренажную системы. Почву уложат на дренаж-

Т Е X Н И К А - М О Л О Д Е Ж И 11 ' 9 5