Техника - молодёжи 1996-01, страница 64

Техника - молодёжи 1996-01, страница 64

популярная ли... между нашими уличными мальчишками или изысканная, процветающая на Западе. Нами сделаны были в Николаеве сравнительные опыты, и первенство осталось за нашими мальчишками». Такой змей «... при одной высоте и одной ширине с треугольным (западноевропейским) имеет поверхность почти вдвое больше, и прямоугольная форма гораздо удобнее треугольной». Собранный Константиновым в Николаеве змей весом около 4,5 кг при среднем ветре поднимал до 1000 м лаглиня, причем оказалось возможным подвешивать к линю полутораки-лограммовую металлическую «кошку».

Справедливости ради заметим, что применение воздушного змея в спасательных целях было в принципе бесперспек-л. В споре победил ракет-, применяемый и | идея увеличения площади змея нашла свое воплощение в его коробчатой конструкции, своего рода биплане. И в последней четверти XIX века системы коробчатых змеев широко использовались метеорологами. Удерживаемые вместо бечевки стальной проволокой, они поднимались на громадную высоту — 15 — 20 тыс. футов. А в 1907 г. в горах Виргинии верхний из восьми коробчатых змеев достиг высоты в 23100 футов (7041 м). □

Б.ХАСАПОВ, инженер г. Новороссийск

«И КТО ЗДЕСЬ ИМЯ НЕ ВПИСАЛ?»

Как бы часто и едко ни критиковали тех, кто любит оставлять свои автографы на скалах и стенах знаменитых сооружений, страсть эта неистребима в туристах, будь то заурядные любители путешествий или знаменитые, выдающиеся люди. Наполеон оставил свой автограф на вершине египетской пирамиды, Николай I на стене собора Св.Петра в Риме, Пушкин на стене мечети Татартуб.

Но так ли уж предосудительна эта страсть?

Н.М.Карамзин после длительных скитаний по европейским странам с радостью, как привет с родины, обнаружил на стенах колокольни Страсбург-ского собора автографы русских туристов: «Здравствуй,

брат земляк!»; «Высоко!»; «Мы здесь были и устали до смерти»; «Какой же вид!». И Анна Керн после долгой и изнурительной поездки на водопад Иматра в 1829 г. была обрадована, когда увидела на береговых камнях среди i

мое имя Евгения Абрамовича Баратынского». Не удержался от того, чтобы не оставить свой автограф, и другой ; тый поэт. На лоннах крымской пещеры Ки-зил-Коба среди сотен других имен есть и автограф А.С. Грибоедова с пометкой «1825 год» (то есть когда ему исполнилось 30 лет).

Спустя 20 лет прекрасный поэт В.Г. Бенедиктов написал даже целое стихотворение, посвященное надписям туристов на стенах этой пещеры: Свод каждый, каждая стена Хранит прохожих имена, И силой хищной их руки От стен отшиблены куски; Рубцы и язвы сих громад След их грабительства хранят, И сами собственной рукой Они здесь чертят вензель свой, И в сих чертогах заповедных — Печать подземной славы их. И кто здесь имя не вписал? И кто от этих чудных скал Куска на память не отсек? Таков тщеславный человек!

В старое время на вершине Машука в Пятигорске был установлен столб, на котором туристы могли писать, что пожелают. В числе прочих там был автограф персидского принца Хозрев-Мирзы, проезжавшего через Пятигорск с «замири-тельной» миссией к императору Николаю I после убийства в Тегеране А.С.Грибоедова, назначенного послом в Персию. «Добрая слава, оставленная по себе человеком, лучше золотых палат»,— начертал принц, которому суждено было через

ному у себя на роди не... □ Г. КОТЛОВ, инженер

БЕЗУМЕН КАК ШЛЯПНИК

«— А что здесь за люди живут? — спросила Алиса.

— Вон там,— сказал Кот и махнул правой лапой,— живет Болванщик. А там, — и он махнул левой,— Мартовский Заяц. Все равно, к кому ты пойдешь. Оба не в своем уме».

Столь странный разговор Алисы и Чеширского Кота все помнят с детства. И все же, почему математик и логик Чарлз Доджсон (1832 — 1898), известный под псевдонимом Льюис Кэрролл, пишет в своей «Алисе в стране чудес», что Мартовский Заяц и Болванщик безумны? Что это, просто одна из нелепостей, из которых, по мнению многих, целиком состоят его литературные произведе-

безумные Мартовский Заяц и Болванщик, то есть шляпных дел мастер, появились на страницах повести-сказки не случайно, а благодаря модным в те времена английским поговоркам: «Безумен как мартовский заяц» и «Безумен как

Смысл поговорки «Безумен как мартовский заяц» ясен: давно подмечено, что заяц-самец в марте, в период спаривания, совершает безумные прыжки, иногда даже перекувыркиваясь через голову. А вот как понять

которых народная молва окрестила умалишенными?

Оказывается, они и взаправду часто сходили с ума. И при-

30-х годах нашего столетия, когда обратили внимание на то, что в процессе обработки фетра для шляп использовалась ртуть. Ее пары вызывали у мастеров отравления, из-за чего они начинали страдать судорогами, известными в Англии под названием «дрожь шляпника». У них портилось зрение и затруднялась речь. На поздних же стадиях г цинации и другие г расстройства.

В тех самых 30-х годах ртуть перестали применять в шляпном деле, ей на смену пришли другие вещества, совершенно безвредные для здоровья человека. Поговорка «безумен как шляпник» забылась, поэтому даже английским читателям фигура безумного Болванщика кажется одной из многочисленных несуразиц Кэрролла. В действительности же все глупые стишки, нелепые герои и ситуации, в которые он ставит их в своих книгах, имеют весьма глубокий смысл. Мы его иногда не замечаем потому, что живем в совсем другое время, а иногда и потому, что читали произведения Кэрролла в

ТРИ «ТРОЙНЫХ ПРАВИЛА»

Со школьных лет вдалбливали нам в голову знаменитое тройное правило — метод решения задач на нахождение пропорциональных величин. Но есть, оказывается, еще три «тройных правила», действующие в областях, далеких от арифметики.

Первое из них — американское — определяет три главных атрибута благосостояния: автомобиль, кондиционер, цветной телевизор. Второе — японское — знаменитые три «никогда», определяющие стратегию достижения неуязвимого положения на службе: НИКОГДА не отсутствовать, НИКОГДА не опаздывать, НИКОГДА не работать. И, наконец, третье — русское, защищающее от горя и обид. Лев Толстой сформулировал его так:

— Подумай, как произошедшие с тобой неприятности будут выглядеть через двадцать лет.

— Вспомни, как ты сам обижал и был несправедлив к другим людям.

— Подумай, что все могло быть в сто раз хуже. □

Т.СОКОЛОВА

Рисунки В. ПЛУЖНИКОВА

Обратная связь СВИДЕТЕЛЬСТВА ПОЭТА

В связи с заметкой «Пушкин и пророчества» («ТМ», № 9 за 1995 г.) хочу добавить следующее. Пушкинское творчество не случайно именуют энциклопедией русской жизни. В трудах нашего национального поэта встречаются упоминания буквально обо всем, что волновало, привлекало внимание русского общества в те годы. В том числе и странные, необъяснимые явления. Так, 17 декабря 1833 г. Александр Сергеевич записал в дневнике сведения о случившихся в Петербурге событиях, которые сейчас назвали бы полтергейстом. «В одном из домов, принадлежащих ведомству придворной конюшни, мебели вздумали двигаться и прыгать; дело пошло по начальству. Кн. ВДолгорукий нарядил следствие. Один из чиновников призвал попа, но во время молебна стулья и столы не хотели стоять смирно. Об этом идут разные толки. N сказал, что мебель придворная и про-: Аничков»...

Две недели спустя Пушкин сделал новую запись — о вещем сне, поведанном ему Вигелем. «Некто Норман или Леэрман, сын кормилицы Екатерины II, умершей 96 лет, некогда рассказывал Вигелю следующее. Мать его жила в белорусской

сударыней. Однажды сказала она своему сыну: «Запиши сегодняшнее число: я видела странный сон. Мне снилось, будто я держу на коленях маленькую мою Екатерину в белом платьице — как помню ее 60 лет тому назад». Сын исполнил ее приказание. Несколько времени спустя, дошло до него известие о смерти Екатерины. Он бросился к своей записке — на ней стояло 6 ноября 1796 г. Старая мать его, узнав о кончине государыни, не оказала никакого знака горести, но замолчала — и уже

своей смерти, случившейся пять лет после». ■

Г. ВЛАДИМИРОВ, инженер

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ Г 96

ШЗЖ