Техника - молодёжи 1996-04, страница 12

Техника - молодёжи 1996-04, страница 12
ЗАГАДКИ ИСТОРИИ

ТРОЯНСКАЯ ВОЙНА ПРОДОЛЖАЕТСЯ

рю Трои! Так возник термин — "клад Приама". А 14 июня 1873 г. стал днем, с которого началась новая история дикого, выжженного солнцем участка земли, называемого местными жителями по-турецки — Гиссар-

Из зоопарка в музей

Сокровища Трои стали предметом политики с момента, как только были извлечены из земли. По закону, половину их требовалось передать в Стамбульский музей (Гиссарлык и по сей день принадлежит Турции), но Шлиман не нашел в себе сил, чтобы сделать это. Ночью, контрабандным путем, он перевез драгоценности в Афины, Турецкие власти узнали о проступке Шлимана и возбудили против него судебный процесс. Археологу грозили крупные неприятности, но дело было улажено после того, как турецкой стороне выплатили 50 ООО золотых франков.

Тем не менее судьба коллекции (а "клад Приама" был лишь ее частью) оказалась неопределенной. Дарить ее Германии Шлиман не хотел, по его словам, "тамошняя завистливая профессура постоянно самым ужасным образом оскорбляла меня", поэтому он предложил музеям Парижа и Лондона купить найденное. Но и французы, и англи-

вентарный перечень сокровищ и документы, позволяющие определить новый адрес троянского золота — московский Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. А в июне 1993 г. Б.Н. Ельцин официально признал, что коллекция действительно находится в России. И тогда сразу же возник вопрос: кому же все-таки принадлежат сокровища?

заний в вопросах восстановления первоначального статуса". Его заявление можно комментировать следующим образом: международный договор 1990 г. распространяется на обе страны в равной и безусловной степени и не должен переходить в плоскость политических баталий, зачастую тесно связанных с политической конъюнктурой.

Еще одни переговоры между Россией и

Золото Шлимана

"Глазами, воспаленными от ветра, солнца, песка и бессонницы, он еще раз оглядывает стены: не заговорят ли они и не подтвердят ли его правоту? В этот момент прямо перед Шлиманом от стены отваливается кусок земли, и лучи солнца падают на какой-то странной формы предмет из покрытой зеленью меди, играют на его поверхности, за ним что-то поблескивает, как золото.,."

Так описывает звездный час самого прославленного археолога XIX в. немецкий писатель-биограф Г.Штоль в своей книге "Генрих Шлиман. Мечта о Трое".

— Теперь никто не сможет больше мне возражать: Троя найдена! — воскликнул Шлиман, закончив при помощи жены опись предметов.

Из древних недр были извлечены медный щит, медный котел, медное же блюдо, спекшееся, видимо, во время пожара с серебряной вазочкой, и золото — вначале круглый флакон весом 403 г и полуфунтовый кубок, затем — ладьеобразный кубок в 600 г, завес найденного золота измерялся килограммами. Больше найдут лишь через полстолетия в Египте, в гробнице Тутанхамона. В одном из серебряных кубков Шлиман обнаружил диадемы, цепочки, браслеты, серьги, перстни, пуговицы и бесчисленное множество маленьких золотых украшений. Говорят, восхищенный археолог возложил диадему на голову своей молодой жены Софьи и впервые назвал ее царским именем — Еленой.

Но кому принадлежало все это в древности? Тут у Шлимана не было никаких сомнений — конечно же, Приаму, последнему ца-

чане отказались от такой скользкой, по их мнению, сделки. Отказался от нее и российский император Александр II. Лишь после этого, да и то по настоятельному совету своего соотечественника, знаменитого патолога и общественного деятеля Рудольфа Вирхова, Шлиман переломил себя и передал сокровища Германии — "в вечное владение и неделимое хранение".

Кайзер Вильгельм I принял подношение, и в последующие 60 лет вокруг "клада Приама" возник странный заговор молчания — число публикаций о нем было равно нулю. Только в 1934 г. фонды Музея первобытной и древней истории в Берлине были классифицированы согласно своей ценности. Золото Шлимана подпало под первую категорию — "незаменимое", керамика — под одиннадцатую, "драгоценнейшее". Что это, предусмотрительность или предчувствие грядущих потрясений?

И действительно, спустя три с лишним недели после начала второй мировой войны, 26 сентября 1939 г., экспонаты первой категории были упакованы в три ящика, опечатаны и после непродолжительного пребывания в банковских сейфах помещены в бомбоубежище, расположенное на территории берлинского зоопарка. Там они хранились до 1 мая 1945 г., когда директор музея Вильгельм Унферцагг вынужден был передать их советской экспертной комиссии. Заметим, что в тех же ящиках находились Пер-гамский алтарь и бюст Нефертити!

С тех пор следы этого бесценного достояния культуры теряются за "железным занавесом" победителей,,.

Через несколько десятилетий два немецких энтузиаста-журналиста обнаружили ин-

Кто кому и что должен

Еще со времен принятия Гаагского права сухопутной войны (1907) всем государствам запрещена конфискация культурных ценностей во время войны или последующей оккупации. Международное право, делают упор юристы, особо защищает культурное наследие, ибо оно символизирует исторические достижения и самосознание народа.

В развитие таких положений 9 ноября 1990 г. Советский Союз и Германия (в рамках переговоров "два плюс четыре") заключили "Договор о добрососедстве, партнерстве и сотрудничестве". Они обязались возвратить "пропавшие или незаконно удержанные художественные ценности, находящиеся на их территории, их владельцам или правоприемникам" (статья 16, пункт 2).

В ноябре 1992 г. этот пассаж был включен в "Германо-российское соглашение о культурном сотрудничестве" и подтвержден, а в марте 1994 г. Б.Н, Ельцин подчеркнул, что соглашение создает "долгосрочную правовую основу для урегулирования взаимных притя-

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ