Техника - молодёжи 1996-09, страница 19

Техника - молодёжи 1996-09, страница 19

Уже в начале Великой Отечественной воины обе стороны ввели в бой крупные танковые и механизированные соединения. Тогда же выяснилось, что самым опасным противником бронированной техники является артиллерия, поэтому оборона отступаю щих частей Красной Армии носила сугубо противотанковый характер. Однако буксируемые орудия, какими бы замечательными они ни были, не могут быстро перемещаться по полю боя на угрожаемые направления, не говоря уж о том, чтобы непосредственно взаимодействовать с пехотой и танками. Понадобились самоходные артиллерийские установки.

Первые САУ создавались путем установки состоявших в войсках полевых пушек и гаубиц на шасси серийных автомобилей, тракторов и танков. При этом качающиеся части артсис-тем, механизмы их наведения обычно не переделывались.

В течение 20 — 30-х гг. у нас, как и за границей, много спорили о вероятной роли самоходных установок. Первые их образцы, созданные в Опытно-конструкторском машиностроительном отделении Ленинградского завода, были показаны на первомайском параде еще в 1934 г., но дальше нескольких опытных машин дело тогда не пошло. Некоторые руководители РККА считали их всего лишь «плохими танками» — еще бы, вместо поворачивающейся башни у них орудие помещено в неподвижную рубку с ограниченными углами обстрела! Скептическое отношение к такой технике не изменилось до лета 1941 г.

...В июле Государственный комитет обороны принял постановление, согласно которому следовало в кратчайшие сроки разработать самоходную артиллерийскую установку с пушкой калибра 57 мм и столь же скоро наладить ее производство. Но почему выбор пал именно на нее?

57-мм противотанковая пушка ЗИС-2 была создана к 1940 г. под руководством видного конструктора В.Г.Грабина. Для своего времени она обладала замечательными тактико-техническими данными: поскольку начальная скорость ее подкалиберных снарядов достигала 1270 м/с, они пробивали броню любых танков и транспортеров. По баллистическим характеристикам советская пушка намного превосходила иностранные, аналогичных калибров. В частности, 50-мм немецкую — в 2,2 раза, 57-мм английскую — в 1,6 раза. Не случайно же глава британской военной миссии в СССР генерал-лейтенант Мартель обратился к наркому вооружений Д.Ф.Устинову с прось бой предоставить несколько таких орудий для ознакомления с ними английских специалистов. Советское правительство пошло навстречу желанию союзников.

В качестве хсдовои части будущей самоходки выбрали легкий полубронированный гусеничный артиллерийский тягач А-20 «Комсо молец». В его кормовой части располагался двигатель, в носовой — трансмиссия и органы управления, в лобовом листе, в шаровой установке, находился пулемет калибра 7,62 мм. 50-сильный двигатель позволял 4-тонной машине развивать скорость до 48 км/ч. Для расчета буксируемого орудия с обеих сторон мо торного отсека устроили шесть мест.

На этом тягаче и смонтировали вращающуюся часть 57-мм грабинской пушки. Новая машина получила обозначение ЗИС-ЗО, и в августе—сентябре 1941 г. они начали поступать в танковые бригады Красной Армии. ЗИС-ЗО было выпущено около сотни, они участвовали в битве за Москву и в последующих боевых действиях. Выяснилось, что самоходчики уничтожают вдвое больше немецких танков и бронетранспортеров, чем обычные орудия — сказывалась подвижность. Вместе с тем отметили и недостатки — пушка стояла открыто,

СУ ПРОШВ «ПАНЦЕРВАФФБ)

без бронезащиты, при стрельбв около нее находился только наводчик. Кроме того, стало очевидно, что для борьбы с модернизированными образцами вражеской бронетехники вермахта нужна пушка болев крупного калибра, а расчет ее должен быть прикрыт от пуль и осколков.

Тем временем в июле 1941 п на Ленинградском заводе им. С.М.Кирова попробовали по ставить 76-мм артсистему на шасси грузового автомобиля ЗИС-5 Для этого использовали вращающуюся часть полковых пушек образца 1927 п; правда, они обладали недостаточными баллистическими характеристиками. Проходимость «трехтонок» с такой нагрузкой также оставляла желать лучшего, поэтому ограничились изготовлением двух дюжин машин, кото рые применялись при обороне Ленинграда.

Положительные отзывы военных о ЗИС-ЗО побудили артиллерийское КБ Грабина и инженеров Московского автомобильного завода им. И.В.Сталина (ныне ЗИЛ) сконструировать более эффективную противотанковую самоходку того же калибра. Ее задумали разместить по типу корабельных орудий на шасси полугусеничного вездехода ЗИС-41. В марте-июле 1942 г. опытный экземпляр тщательно испытали. Оказалось, он неважно преодолевает глубокий снег и весеннюю распутицу, обнаружились и конструктивные недостатки. Анализ этих неудач привел военных к выводу: дальнейшие разработки самоходных установок на колесной и комбинированной базе бесперспективны, к тому же боевой опыт показал, что армии нужны мобильные, бронированные орудия сопровождения не только танков, но и пехоты.

Тем не менее после войны 76-мм пушку ЗИС-З попробовали было устанавливать на полученные по ленд-лизу американские автомобили повышенной проходимости «Додж — три четверти», которые должны были поддерживать огнем казачьи и кавалерийские части. С упразднением тех и других отпала надобность и в подобных самоходках.

23 октября 1942 г. вышло очередное постановление Государственного комитета оборо ны, предписавшее начать проектирование, а затем и производство самоходных орудий калибром 76 и 122 мм. По мнению танкистов и артиллеристов, наиболее подходящей базой для первых были бы легкие танки Т-60 и Т-70 конструкции Н.А. Астрова. Первый, которому отдали предпочтение, был создан в 1941 г. и представлял собой развитие танка Т-40. В отличие от пулеметного предшественника его оснастили 20-мм авиапушкой, бронелисты корпуса и башни разместили с рациональными углами наклона. Карбюраторный двигатель в 70 л.с. позволял танку развивать скорость 42 км/ч. На нем, убрав башню и изменив корпус, конструктор М.Н.Щукин разместил ствол и основные части лафета 76,2-мм пушки ЗИС-З образца 1942 г., созданной в конструкторском бюро Грабина. Ее оборудовали клиновым полуавтоматическим затвором, оригинальным лафетом и во многом унифицировали с другими изделиями этого КБ.

СУ-76 состояла из следующих основных частей: бронекорпуса, в котором за щитами находилась пушка, двигателей, систем управления и гусеничной ходовой части. Рубка была полубронированной, то есть без крыши и кормового листа, в ней находился расчет — командир, наводчик и заряжающий. 76,2-мм пушку почти не переделывали. Ее лобовая коробка крепилась к переднему броневому листу, укороченные станины — к бортовым. Позже лобовую коробку и станины заменили поперечной балкой, приваренной к корпусу, а на ней смонтировали верхнюю часть станка. Выступавшие за габариты противооткатные

устройства прикрыли подвижной бро-незащитой. Это привело к тому, что качающая часть пушки получилась неуравновешенной и к люльке пришлось добавить груз.

В переднем моторно-трансмиссионном отделении было место механика-водителя и два 6-цилиндровых карбюраторных мотора ГАЗ-202. Располагались они параллельно, и у каждого была своя коробка передач. Это оказалось неудачным — переключать их синхронно удавалось далеко не каждому водителю, в результате «летели» не полностью сцепившиеся зубья шестерен.

Самоходная артустановка СУ-76 (она же СУ-12) успешно прошла заводские и полигонные испытания и 9 декабря 1942 г. была принята на вооружение. Машина сразу пошла в серийное производство, благо и пушка, и шасси были освоены промышленностью. В январе 1943 г. из машин первой серии стали формировать самоходно-артиллерийские полки, которые направлялись на Волховский и Западный фронты. Первое крещение огнем СУ-76 приняли 14 февраля 1943 г. при частной операции 54-й армии в районе Смердыни. Спустя некоторое время сказались конструктивные недоработки в частности, моторно-трансмиссионной группы, что стало причинои выхода самоходок из строя без непосредственного огневого воздействия противника.

Поэтому было решено улучшить СУ-76, что и было сделано к маю 1943-го. На этот раз в качестве базы взяли в общем-то новый танк Н.А.Астрова Т-70, у которого изменили конфигурацию корпуса, вооружили 45-мм пушкой. Однако на фронте такие машины нашли ограниченное применение и в начале 1943 г. их производство прекратили, что, однако, не коснулось ходовой части.

СУ-76М также выполнили с неполным бронированием, отделение управления по-прежнему разместили впереди, боевое — сзади. В отличие от СУ-76 два карбюраторных двигателя соединили последовательно, разместив по правому борту. Они работали на единую коробку передач, заимствованную у ЗИС-5, что позволило излечиться от врожденного недостатка СУ-76 — частых поломок трансмиссии.

При стрельбе на постоянной установке прицела ее темп достигал 15 — 18 выстрелов в минуту, что немаловажно в боевых условиях. Специального прицела для ведения огня прямой наводкой не было. Боевое отделение на стоянке и в ненастье сверху и сзади закрывалось брезентом. То, что оно оставалось без крыши и кормового листа, было отнюдь не случайно — облегчалось наблюдение за обстановкой и не требовались дополнительные вентиляционные установки, вытягивающие из машины пороховые газы.

СУ-76М состояла на вооружении до конца 1945 п Во второй половине войны ев совершенствованием занимался вместе с Граби-ным главный конструктор Горьковского автомобильного завода Астров.

В заключение отметим еще одну машину аналогичного назначения и связанную с той же пушкой ЗИС-З. После того, как было захвачено немало исправных немецких танков, один из них, Pz-lll, решили превратить в самоходную установку. Сэтих танков снимали башни и на их месте ставили рубку с грабинской пушкой. Подобно СУ-76 и СУ-76М, СУ-76И обычно применялись и в качестве средств сопровождения пехоты.

После воины СУ-76М ввели в состав батарей полковых пушек стрелковых и мотострелковых подразделений, где они пробыли до тех пор, пока на смену не пришли более совершенные образцы. ■ Василий МАЛИКОВ, академик Российской Академии ракетных и артиллерийских наук

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 9 ' 9 6

17