Техника - молодёжи 1996-11, страница 12

Техника - молодёжи 1996-11, страница 12

вах, но — поскольку располагал всем |ужным оборудованием — собственноручно их делал. Однако прямых вещественных доказательств тому исследователи пока не нашли.

Позже приоритету изготовления телескопа посвящались целые тома. Согласно документам из процитированной выше книги Пьера Бореля, один из первых инструментов был сделан в Нидерландах упомянутым Захарием Янсеном («сыном Иоанна») в 1604г. по итальянской модели 1590 г. Другие протоколы опросов свидетелей, опубликованные там же, сообщают, что первые зрительные трубы были изобретены около 1605 — 1610 гг. в Мидцельбурге очковым мастером Иоанном Лапреем (он же Ганс или Иоанн Липперсгей). Это од верждается и Актом Генеральных Штатов Соединенной Бельгии от 1608г., найденным в государственном архиве Гааги в 1820-е гг., из которого следует, что Иоганн Липперсгей 2 октября 1608 ". представил Генеральным Штатам «инструмент для видения на расстоянии».

Далее текст гласил: «Была назначена комиссия, с целью выяснения совместно с Липперсге-ем путей усовершенствования инструмента для того чтобь дать возможность одному человеку смотреть обоими глазами. Автору должно быть предписано не разглашать о своем изобретении кому бы то ни было. Собрание согласилось выдать Липперсгею 900 флоринов за один такой инструмент. 15 декабря члены комиссии осмотрели трубу для смотрения двумя лазами и одобрили ее. Но так как многие бьли знакомы с этим новым изобретением, комиссия не сочла удобным представить изобретателю исключительную привилегию на изготовление подобных инструментов. Однако ему был выдан заказ на два других бинокуляра для правительства с уплатой за работу такого же вознаграждения, как и в первом случае».

Итак, уже в 1608 г. телескопы делали многие мастера. В частности это еще и Якоб Метциус (или Ад-риансон), чей инструмент был представлен Генеральным Штатам также в октябре 1608 г. Заявление Метциуса об изобретении им зрительной трубы приводится также в «Диоптрике» X. Гюйгенса (XVII в.).

В 1609 г. замечательный прибор стал известен и Галилею. Вот как он сам описывает это: «Месяцев десять назад дошел до наших ушей слух, что некий бельгиец построил телескоп, при помощи коего видимые предметы, далеко расположенные от глаз, становятся отчетливо различимыми. Говорили и об опытах с этим удивительным прибором, одни их подтверждали, другие отрицали. Несколько дней спустя это было подтверждено мне в письме французским дворянином Джако-бо Бальдоверо из Парижа. Тогда я обратился к изысканию оснований и средств для изобретения сходного инструмента. Вскоре после сего, опираясь на учение о преломлениях, я постиг дело и сначала изготовил свинцовую трубу, на концах коей поместил два очковых стекла, оба плоских с одной стороны, а с другой одно стекло было выпукло-сферическим, другое же вогнутым. Помещая за сим глаз у выпуклого стекла, я видел предметы гораздо крупнее и ближе, чем при рассма ривании естественным глазом. За сим, не жалея никакого труда и никаких средств, я до

стиг того, что построил себе орган, настолько прево ходный, что они казались через него почти в тысячу раз крупнее и более чем в тридцать раз приближенными, чем при рассматривании с помощью естественных способностей.»

Здесь важно отметить, что Галилей быстро понял: линзы для очков и для зрительных труб должны бьть различными. Действи ельно — очковые линзы позволяли достичь увеличения лишь в 3 — 6 раз, а у «органа» Галилея оно достигало 32!

Вскоре после первого ученый строит и второй, еще более совершенный инструмент, который он демонстрировал во дворце Венецианского дожа. С башни святого Марка в этот еле-скоп смотрели многие дворяне республики. Их восхищение изобретением и изобретателем весьма приблизило ученого ко двору...

Астрономические исследования Галилея (наблюдение колец Сатурна, открытие гор на Луне, четырех спутников Юпитера, сложной структуры Млечного Пути) принесли ему большую славу. В итоге сбылось и его давнее желание — освободиться от преподавания и заняться наукой. Он получает приглашение знаменитого мецената, тосканского герцога Козимо II Медичи стать придворным философом и поселяется во Флоренции. Здесь, при дворе герцога, он и продолжил свои наблюдения, из которых мир узнал о фазах Венеры, вращении Солнца и пятнах на нем.

Эти успехи Галилея сильно повлияли на его ученых собратьев. Достаточно сказать, что под их впечатлением вновь вернулся в 1610 г. к прикладной оптике Иоганн Кеплер. И не прогадал: ведь в результате он предложил принципиально новую оптическую схему зрительной трубы. До этого в ней использовалась лишь одна комбинация линз — последовательное соединение рассеивающей (вогнутой) в качестве объектива и собирающей (выпуклой) в качестве окуляра.

Труба же Кеплера имела две выпуклые линзы, что помимо большего поля зрения впервые позволило получить прямое («незеркальное») изображение наблюдаемого объекта. Такой телескоп мог служить визирным приспособлением, то есть из инструмен а чисто наблюдательного становился еще и измерительным. А это значительно расширило область его применения.

Однако первые телескопы давали изображения, заметно искаженные различными дефектами (аберрациями). Ученые - которые тогда и были главными телескопостроителями — пыта

лись устранить их, увеличивая фокусное расстояние объектива. Так, польский астроном Ян Гевелий соорудил инструмент длиной около 45 м, и потому бь л вынужден возвести для него специальную башню. Во избежание грандиозных строительных работ, пусть и во благо науки, Христиан Гюйгенс предложил «воздушный телескоп» без тубуса, в котором объектив и окуляр крепились изолированно друг от друга. В 1681 — 87 гг. он же сконструировал и специальный станок для шлифовки линз с большим фокусным расс оянием — до 60 м.

Но еще в 1668 г. Исаак Нью он впервые пост роил инструмент совершенно -ювого типа — те-лескоп-рефлектор (зеркальный), лишенный хрома ическои аберрации, свойственной линзовым ус роиствам (рефрак орам) Объективом в нем служило вогнутое металлическое зеркало. От качества изготовления последнего и зависело совершенство изображения. Впечатляет своей трудоемкостью технология полировки таких зеркал, которую Ньютон опять таки разработал сам и подробно изложил в книге «Оптика»:

«Полировка, которой пользовался я, была такого рода. Я имел два круглых медных диска, шести дюймов в диаметре каждый, один выпук-

11. Рефлектор с синтезированной апертурой: 6 зеркал небольшого диаметра заменяют 1 диаметром 4,5 м.

12. Астрономическая обсерватория на Мауна-Кеа (Гавайи, 4200 м над уровнем моря) обладает одним из величайших на сегодня телескопов-рефлекторов. Снабженный компьютерной сис-

лый, другой вогнутый, точно притертые один к другому. К выпуклому диску я притирал вогнутое зеркало, пока оно не принимало форму диска. Затем я покрывал выпуклый металл очень тонким слоем смолы, нагревая его, одновременно я притирал ее вогнутым диском, чтобы распределить смолу поровну по всей выпуклости. После того как выпуклость охлаждалась, я притирал ее снова, придавая ей возможно правильную форму. Затем я брал очень тонкую золу, отмытую от больших частиц, и, положив ее немного на смолу, притирал ее вогнутой медью пока не прекращался шорох, после этого я притирал быстрым движением зеркало к золе в течение двух или трех минут, сильно на него нажимая.

Далее я насыпал на смолу свежей золы, при

Т Е X Н И К А - М 0 Л 0 f

[ЕЖИ 11 96

10