Техника - молодёжи 1997-04, страница 4

Техника - молодёжи 1997-04, страница 4

лото

«Э В Р и к и»

Кто только не брался «расколоть» двигатель Скрипова, доказать его нежизнеспособность. Но до сих пор ни один из многочисленных знакомых и приятелей — а это в основном автомеханики, автоинженеры — убедительн ix аргументов не нашел. И тем не менее, не верят, что он будет действовать.

Автор же убежден: его детище — настоящая революция в двигателестроении. Во всяком случае, уже больше 15 лет видит как мотор работает. Видит, причем во всех подробностях, когда сидит за рулем своего автомобиля, когда ложится спать, когда просыпается. И конечно, в те редкие часы по ночам, когда удается засесть за чертежи и расчеты.

Заявку на двигатель, идея которого пришла много лет назад, он долго не оформлял по единственной причине: казалось, конструкция настолько очевидна, что наверняка кому-то должна была прийти в голову. И ее отвергли. Так что ему вновь наступать на те же грабли? Да и времени заниматься бумажной волокитой, составлением формулы изобретения, вечно не хватало. Семейные хлопоты — все-таки трое детей, на работе — и в автоклубе, и в техническом центре - постоянная закрутка.

И тем менее в 1994 г. подал заявку, в 1996-ом получил российский патент и сейчас оформляет их в США, Японии и Европе. А еще удостоился золотой медали на Всемирном Салоне изобретений «Брюссел Эврика». Так что зря сомневался и скромничал.

Что же придумал Скрипов? Чтобы оценить это, вспомним, что 2-тактный двигатель имеет серьезный «плюс» по равнению с 4-такт-ным: отсутствие 3 «нерабочих» фаз и, как следствие, почти вдвое большую мощность.

Но его недостатки перевешивали, что и стало решающим фактором в их соперничестве. В «двухтактнике» масло, смазывающее кривошипно шатунный механизм, поршень и цилиндр, подмешивается к бензину. И как только резко повышается число оборотов и подскакивает температура в камере сгорания — оно испаряется. Результат — заклинивание поршня или разрушение подшипников коленчатого вала.

Во-вторых, цилиндр освобождается от отработавших газов за счет его продувки свежей порцией рабочей смеси. При этом часть ее выбрасывается в окно выпуска. Попросту теряется. А, в свою очередь, часть отрабо тавших газов «ухитряется» остаться в цилиндре, ухудшая качество рабочей смеси.

Словом, вот такой «букет» изъянов. Первый более всего не устраивал изобретателя. Может потому, что, участвуя в мото- и автогонках, много раз сходил с дистанции именно из-за заклинивания двигателя.

А что если образовать дополнительные камеры, и огда не продувать смесь через кривошипно-шатунныи механизм? И смазывать последний принудительно, как в обычном 4-тактном двигателе? Так Скрипов разделил цилиндр на камеры перегородкой (см.рис.) Теперь в нижнюю (картер) топливо вообще не поступает, только масло, причем под давлением. Поршень стал похож на гантель, одна «головка» ходит внизу, другая — в рабочей камере.

Причем верхний поршень не оказывает, как в обычном ДВС, бокового давления на стенки цилиндра, так как силы, действующие на него, не имеют боковых составляю-

Юрий МЕДВЕДЕВ

почти

ИДЕАЛЬНЫ! ДВИГАТЕЛЬ

Есть даже шанс, что он будет создан не только на бумаге: у разработки нашлись спонсоры

щих. Раз нет бокового давления — уменьшается износ цилиндра растет его долговечность.

Нижний поршень же на стенки, конечно, давит. Но здесь нет высокой температуры, как в камере сгорания. Следовательно, не испаряе ся масло, не появляются частицы нагара, действующие на металл, как абразив. Значит, износ существенно меньше.

Как же работает двигатель? Прямо скажем, очень необычно. В него через впускной коллектор 8 подается воздух. Рассмотрим фазу, когда поршень, совершая рабочий

Двигатель Скрипова лишен недостатков обычного «двухтактника»: масло не подмешивается к топливу; отработавшие газы не остаются в рабочей камере; рабочая смесь не выбрасывается с отработавшими газами. На рис: 1 — форсунка; 2 — свеча; 3 — камера сгорания; 4 — клапан; 5 — выпускное окно; 6 — верхний поршень; 7 — первая компрессорная камера; 8 — впускной коллектор; 9 — клапан 10 — клапан, 11— перепускной коллектор; 12 — клапан; 13 — клапан; 14 — вторая компрессорная камера; 15 — нижний поршень 16 —кривошипная камера; 17 — масло.

ход, идет вниз. В этот момент под верхней гантелью есть какое-то количество воздуха. Он сжимается и при достижении определенного давления открывает клапан 10 и перетекает в перепускной коллектор 11.

А что происходит в нижней камере? Гантель уходит вниз, создавая разрежение в камере 14. Через клапан 12 сюда засасывается воздух. Обратим внимание, что одновременно происходят: рабочий ход, впуск воздуха в камеру 14 и вытеснение его из камеры 7 в перепускной коллектор.

Когда верхний поршень открывает выпускное окно 5, давление в верхней камере резко падает, открывается клапан 4 и, благодаря избыточному давлению, воздух из перепускного коллектора перетекает в цилиндр, продувая его от отработавших газов.

Следующая фаза — поршень пошел вверх. В нижней камере закрывается клапан 12, открывается 13 и находящийся здесь воздух выжимается в перепускной коллектор. И еще — воздух поступает через открытый клапан 9 в камеру 7.

В это время в рабочей камере поршень повышает давление. Причем за счет открытия клапана 4 оно становится таким же, как в перепускном коллекторе. Именно тогда происходит впрыск топлива и его поджигание. (Отметим, что теперь из-за роста давления в цилиндре запирается клапан 4.) Дальше все происходит, как уже описано выше.

Обратим внимание — и это принципиально — воздух в перепускной коллектор нагнетается практически беспрерывно при ходе поршня вверх и вниз.

— Теперь представьте, — говорит Скрипов, — что вы отпустили педаль газа, прекратили подачу топлива, а камеры работают как компрессор, нагнетая в коллектор и рабочую камеру воздух (через выпускное окно он не выходит) При таком режиме количество воздуха можно увеличить настолько, что мощность поднимется почти вдвое.

Конструкция лишена и других недостатков «двухтактника». Поскольку отработавшие газы вытесняются воздухом под мощным давлением, они не остаются в рабочей камере. И топливо не выбрасывается с ними, ведь оно подается в камеру, ко да выпускное окно закрыто.

Вот, собственно, и все. Почему же мало кто верит, что такой двигатель будет действовать?

— Так ведь мы привыкли, что процесс идет по фазам: впуск, сжатие, рабочий ход, выпуск, — отвечает изобретатель Скрипов,— А здесь все практически одновременно. Допустим, когда впуск? Да в любой момент. А может рабочий ход происходить одновременно со всасыванием? Вроде абсурд? И так далее. Или многих смущает: как же верхний поршень — без смазки? Но он не давит на стенки цилиндра. Кроме того, су ществуют материалы, не требующие смазки, если, конечно, трение невысоко. Что и реализовано в данном случае.

Итак, разработан двигатель — экологически чистый, простой в ремонте, мощный, словом, почти идеальный. Пока, правда,— на бумаге.

Тем не менее, уже нашлись предприниматели, начавшие вкладывать в двигатель деньги. Так что в отличие от многих статей об ин ересных проектах, которые мы заканчивали словами «ищем инвестора», эту завершим на более оптимистичной ноте. ■

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 4 ' 9 7

2