Техника - молодёжи 1997-04, страница 64НЕВЕРОЯТЬ ВОСКОВЫЕ ПРИЗРАКИ Андрей ДЯТЛОВ ГОГ|!РЦ|А1#Л Напросился я сам, никто за язык не тянул: Щ Н^^гП II Андрей ДЯТЛОВ Напросился я сам, никто за язык не тянул: «Можно провести ночь в вашем музее?». Евгений Николаевич Гребенкж, директор СанКт-Петербур хкого музея восковых фигур, возражать не стал, но как то странно заметил: «Вообще на вашем месте не рискнул бы». — «Почему7»— < Там поймете». Человек я не суеверный, да и не робкого десятка, поэтому пропустил замечание Гребенюка мимо ушей. Смотрители закрыли за мной дверь, сторож на всякий случай показал, где включается свет и куда бежать «если что>. А что «что»? Ничего не объйсНЙли. Веселая здесь публика, думал я, снисходительно усыейаясь и бродя по залам. И вдруг... Кто то явно смотрел мне в спину. Заставил себя обернуться. В упор уставился граф Пален, возглавлявший заговорщиков, которые убили императора Павла I. В глазах — насмешка»И явно хочет что-то сказать. Мне стало к себе. Еще раз, но у> -- г ~!ьму-то на цыпочках, прошел по полутемным залам. С каждой минутои усиливалось ощущение: я здесь не один. Хотя кррмй?застывших фигур, никого не было. И тем не менее не мог успокоиться. Зажег весь свет. Смотрят1 А оттого их молчание становилось все тягостней. Чтобы разрушить гнетущую тишину, начал разговаривать сам с собою, мурлыкать песенки, шутить с императорами и цареубийцами и даже насмехаться над ними. Смотрят! И как-будто посмеиваются надо мной, словно знают, что я испугался. А тут еще в памяти стали всплывать исторические факты об этих персонажах, о крови, пролитой Иваном Грозным и Сталиным, о крутом нраве Петра I, о жестокости Пугачева, сумасбродстве Павла I, непримиримости террористов Савинкова и Каракозова. И призраки стали оживать... Ну это уже слишком, решил я и, разозлившись на свои страхи, достал фотоаппарат. Перелез через веревочку ограждения и нагло направился к Дантесу, собирающемуся сделать выстрел. Кавалергард сидел, чуть развалясь в кресле, и никак не желал «влезать» в кадр. Выбирая ракурс случайно дотронулся до руки злодея. Она была теплой! Констатирую свои позор: бежал, избегая взгляда сторожа. И хотя Гребенюку ни в чем не признался, он почему-то усмехнулся: «Они там по ночам живут своей жизнью и прекрасно себя чувствуют. Играют в карты, обсуждают государственные проблемы, волочатся за красавицами, отливают золото и даже выясняют отношения...» Работники музея к этому так привыкли, что по утрам уже ничему не удивляются. Скажем, канцлера Бирона пару раз по утрам заставали со спущенными до колен штанами, что в присутствии дам, согласитесь, несколько неловко. Вообще зал, где расположились Бирон, Анна Ивановна, Елизавета Петровна, самый беспокойный. Вот на столике, где императрица играет в карты со своми фаворитами стоит незажженная свеча. Сколько бы раз ее ни меняли на новую, наутро фитилек оказывался опален. Долго грешили на саму императрицу, но потом кто-то посоветовал пригласить в музей экстрасенса. Смелая дама осталась на ночь, а наутро вынесла вердикт — государыня ни при чем. Со свечкой шалит Наталья Петровна Голицына. Та самая «Пиковая дама», что владе- ш Иввн Грозный. Федор Иввно-вич — последний русский царь из династии Рюри- Лжедмитрий I и Марина Мнишек. ла секретом игры в карты, дарованным ей графом Сен-Жерменом. А однажды утром Гребенюк (клянется в этом, а человек он деловой и серьезный), войдя в зал, где рядышком сидели Екатерина II и несчастный Петр III, увидел такое... У опального импе- _ ратора не оказалось головы! Она лежала на соседнем столике. Как очутилась там, до сих пор — тай на. И все же самое сильное впечатление производят взгляды восковых персон. Говорят, они смотрят, как живые потому, что в головы вставлены настоящие глазные протезы. Но такое объяснение довольно легковесно. ...Как-то две студентки Академии художеств устанавливали свет для фигуры Ивана Грозного. И вдруг заметили, что он вперился в них цепким взглядом. А потом стал медленно отводить глаза Девушки в ужасе выскочили из зала. А с другой стороны... Когда я привел на выставку жену, она поежилась и сказала «Толстой и Достоевский какие-то неживые». — < Естественно, они же восковые». — «Дело в чем-то другом». Мы поинтересовались у экскурсовода. Та 'замялась, потом пояснила, что эти фигуры сделаны с посмертных масок великих писателей. Вот так-то. Вообще в истории музея насчитывается •IS ШШ 1 Mi \ немало любопытных случаев. Причем они почему-то чаще происходят со «злодеями», чем с «нормальными» персонажами. Да и скульпторы, создававшие фигуры тиранов и цареубийц, почему-то начинали много болеть во время работы. Пастижер Оля Шумилова вспоминает, как несколько часов «сооружала» бороду Чингисхану. А ког ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 497 |