Техника - молодёжи 1997-11, страница 4

Техника - молодёжи 1997-11, страница 4

КОРИФЕИ НАУКИ

У самоаара а доме Капицы а Кембридже (слеаа направо) — сам хозяин, Фрзнк Астон и Эрнст Резерфорд.

Петр Леонидоаич Капица в годы работы над «укрощением» сверхтекучего гелия и ешения проблемы получения промышленного кислорода.

Фотокопия постановления Политбюро ЦК ВКП(б) от 21 декабря 1934 г. «О Капице» с исправлениями и пометами на полях (слеаа), сделанными, предположительно, самим Сталиным. Перепечатка из «Вестника Российской академии наук». w

вали эту поездку просто как очередную научную командировку.

В Англию Капица не вернулся, причем, как теперь стало известно, отнюдь не по своей инициативе. Прошлым летом «Вестник Российской академии наук» (т.676, № 6) опубликовал статью ведущего научного сотрудника Института российской истории Владимира Есакова «Почему П.Л.Капица стал невыездным» и соответствующие документы, в том числе из «Особой папки» Политбюро ЦК ВкП(б). Эти документы однозначно свидетельствуют: Капицу задержали по сути дела силой, хотя Сталин и на этот раз сочетал тактику кнута и пряника. Пряником был организованный на Воробьевых горах для Капицы и «под Капицу» Институт физических проблем АН СССР (ИФП).

Еще при жизни Петра Леонидовича мне довелось много раз бывать в этом институте, встречаться с учеными, готовя ту или иную статью, присутствовать на знаменитых семинарах — «капишниках», слышать реплики гениального физика. Как и его учитель Резерфорд, Капица окружил себя талантливыми сотрудниками, не всегда легко управляемыми. Гоношисты-ми, как тогда говорили. Но согласитесь, у Л.Д.Ландау, Б.М.Вула, БА Мищала, А.И.Шальникова, И.М.Халат-никова, М.П.Бронштейна, Э.Л.Андроникашвили (брата известного литературными заслугами Ираклия Андроникова) были основания для гонора. Ими сделано немало фундаментальных открытий во многих областях физики. Многим из них позже и на бомбу пришлось поработать, а тогда — не просто исследовать, а ВЫЯВЛЯТЬ уникальные свойства жидкого гелия.

Но про гелий чуть позже. Документы, напечатанные в главном академическом журнале тиражом 2612 экз. (кстати, чем не наглядный показатель нынешнего состояния нашей науки?), свидетельствуют, что и у великих все было совсем не так ясно и гладко, как когда-то казалось.

ИСТОРИЯ ОДНОГО ЗАДЕРЖАНИЯ

Насильственное, по существу, задержание в России

Схема центростремительного реактивного турбодетанде-ра конструкции П.Л.Капицы. Слева — вид сбоку. Обо зна ения: 1 — спиральный подвод воздуха 2 — направляющий соплоаой аппарат, 3 — ротор с лопа ками; 4 — от-аоднои диффузор. Стрелками показано направлюние газо аого потока.

Имя Петра Леонидовича Капицы (1894 — 1984) — гениального физика и инженера, одного из немногих наших Нобелевских лауреатов, члена Лондонского королевского общества и многих-многих академий (СССР, США, Швеции, Польши и т.д.) на страницах печати всплывает периодически и — всякий раз в новом свете.

Общеизвестно что в 1921 г. по инициативе академика А.Ф.Иоффе он как один из самых талантливых молодых физиков страны был командирован в Англию, в Кавендишскую лабораторию — стажироваться у знаменитого Э.Резерфорда. Четыре года спустя он стал заместителем директора зтой лаборатории, по существу бывшей целым международным исследовательским центром, в котором Резерфорд собрал созвездие тогда еще молодых звезд первой величины — доста очно вспомнить Бора, Астона, Дирака, Содди Чедв ка.. Было там «и много других совершенно п рвоклассных ученых» (слова ПЛ.Капицы). Тем не менее именно русский физик вскоре стал правой рукой Резерфорда, и когда в 1934 г. он вместе с женой решил отправиться в Ленинград на Менделеевский съезд, посвященный 100-летию творца периодического закона, коллеги по Кембриджу рассматри-

русского физика с мировым именем автор статьи в «Вестнике» косвенно связывает с «невозвращенчеством» физика Г.АТамова, генетика Г.Ф.Добржанского, химиков В.Н.Ипатьева и А Е Чичибабина... Так что нынешний «великий исход» российских ученых в зарубе жье — не первый и, судя по всему, не последний. В конце 20-х — начале 30-х годов дорвавшаяся до власти посредственность весьма активно занималась бюрократизацией науки. Правда, существенные отличия есть. Например, тесть ПЛ.Капицы - известный кораблестроитель, академик А Н Крылов честил при всякой возможности, если не советскую власть то советскую академию: «Дескать такая дыра, что и связываться с ней не надо»... Но именно в зтой «дыре» уготовлено было место его талан ливому зятю.

Решение о Капице, подготовленное, естественно, и «органами» и Наркоминделом, принималось на самом высоком уровне: этот вопрос Политбюро правда, в отсутствие Сталина, впервые обсуждало 23 ок-

нально неординарных людей растили — уже тогда! — не папа с мамой (кстати, отец П.Л.Капицы был видным военным инженером), не учителя Кронштадтской гимназии и даже не профессура Петербургского политеха, который П.Л закончил в 1918 г., а советское государство, которому в то время и года-то не было

Но вернемся в 1934 г. Как чувствовали себя на родине Петр Леонидович и Анна Алексеевана, его жена? Ведь в Англии у них остались двое малолетних детей (ныне известные ученые). Ребятишек лишь следующей зимой на родину привезла Анна Алексеевна. Встреча ь ее на пограничной станции Негорелое вместе с Капицей увязался и назначенный ему в заместители по административно-хозяйственной части ИФП некто ЛАОльберт. С пистолетом. Чтобы выстрелить, как он сам признался, если Петр Леонидович вдруг вздумает бежать через границу... Этого типа Капица терпел не долго—лишь на стадии организации института, до середины 1936 г.

тября 1934 г. Постановление вышло предельно кратким: «Принять предложение т. Литвинова, изложенное в его письме от 23.Х.34 г. (№ 4216/л)».

«Вестник» печатает это самое письмо, но — датированное предыдущим днем и с номером меньшим на единицу. У тогдашних чиновников делопроизводство явно хромало. Можно, конечно, посмеяться, читая тот документ: и над его «высоким штилем», и над тем, как транскрипируются в нем известные всему миру фамилии: Капитца и Рутерфорд.

Да Бог с ними1 Может, тогда так и писали. Важнее суть и стиль—как говорится, непокобелимый: «...Советское государство само нуждается в услугах Капитца и поэтому не намерено разрешать ему в настоящее время работать заграницей . Наше государство считает себя вправе по своему усмотрению направлять деятельность ученых, которых оно вырастило и на образование которых затрачены государственные средства»... Это прямые цитаты.

Вот так1 Оказывается, приличных и профессио-

Несмотря на то, что условия ему постарались создать более чем сносные (см. копию второго — декабрьского — постановления Политбюро ЦК ВКП(б) «О Капице» на с. 3), настроение у него было очень неважное. Вот фрагмент его письма Сталину, датированного 1 декабря 1935 г.: «...Когда более года назад меня неожиданно задержали и резко прервали в очень интересном месте мою научную работу, мне было очень тяжело, и эти месяцы в Союзе были самыми тяжелыми в моей жизни. Если я вижу смысл в перенесении моей работы сюда то я до сих пор не могу понять, для чего нужно было так жестоко обращаться со мной..»

ЭТОТ УДИВИ ЕЛЬНЫЙ ГЕЛИЙ

В июне 1936 г. в ИФП смонтировали, наконец обору дование, доставленное из Кембриджа Э.Лаурманом и

2