Техника - молодёжи 1998-01, страница 6

Техника - молодёжи 1998-01, страница 6

очень широком диапазоне частот — от десятков герц до сотен гигагерц. Что же в нем способно воспринять излучениё на столь различных частотах?

По словам того же Е.Е.Фесенко, скорей всего диполи воды, которые колеблются с частотой до 10'гГц.

Пожалуй, одним из наиболее принципиальных был доклад кандидата химических наук С.В.Зенина. О его работах мы уже рассказывали в №5 за 1996 г. Поэтому напомним лишь главное. Зенин теоретически, а потом и экспериментально показал, что вода состоит из суперстабильных ассоциатов — «льдинок», между которыми существует ку-лоновское взаимодействие. Молекулы любого вещества, попав в жидкость, формируют из «льдинок» вполне определенный рисунок. А это уже информация, «память» о веществе. Не здесь ли надо искать решение загадки гомеопатии?

Самое примечательное, что и электромагнитное поле меняет «рисунок», структуру жидкости, придавая ей те или иные свойст-

Очень интересное сообщение сделал физик из Киева А.Андреев. Проводя опыты, он заметил: при определенных концентрациях кислорода в воде она расслаивается на две фракции: «жидкую»— очень подвижную — и «вязкую». Причем эта аномалия наблюдается при температурах 35-42"С, а особенно ярко выражена при 37,7°С. С помощью чувствительных приборов удалось увидеть, что в «жидкой» воде как бы плавают островки «вязкой».

Андреев утверждает: если жидкость находится в состоянии, близком к фазовому переходу, стимулировать его может слабое воздействие электромагнитным, акустическим и другими полями. В результате существенно меняются многие ее свойства — и в частности теплоемкость, тепло- и электропроводность, поверхностное натяжение и т.д.

О том, что именно вода воспринимает слабые поля, является для них «мишенью», говорили еще несколько докладчиков. И почти всеми подчеркивалась роль кислорода.

Подведем итог. Как видим, представление о механизме действия слабых излучений еще очень далеко от ясности. Но одно то, что в его изучение включилась серьезная наука,

И еще хотелось бы отметить два момента. Хотя на открытии конференции председатель Оргкомитета и призывал ученых излагать материалы просто и понятно для широкой публики, к сожалению, большинство обрушило на зал множество специальных терминов, беспрерывную демонстрацию таблиц и графиков,

Но и представители нетрадиционной медицины не остались в долгу. Они заговорили на языке «чакр», «кармы», «астрального тела», «параллельных миров». Так что, порой, происходил диалог глухого со слепым.

И все же, как утверждают некоторые участники, несмотря на ряд недостатков, надо иметь в виду, что подобная конференция на Западе была бы невозможна в принципе. И потому, что представители традиционной медицины, оборот которой, скажем, в США больше, чем у ВПК, ни в коем случае не сядут за один стол с конкурентами. И потому, что тамошняя академическая наука еше консервативней нашей и не пойдет на столь широко афишируемый контакт с теми, кто, в мнении научной общественности, занимается одурманиванием публики.

У нас же, по непонятным пока причинам, прорыв произошел. Надеюсь, он продвинет дальше изучение очень интересной области

СЕНСАЦИИ

«мы одной КРОВИ, вы и я...»

Эти Слова Народа Охотников, преподанные мудрым медведем Балу маленькому Маугли, возможно, станут скоро Истиной в Последней Инстанции благодаря исследованиям, проведенным в Кимболлском институте США.

О них недавно сообщили научные журналы, первым — «Science News», 1997, т. 151.

Суть сообщений и самой работы: из кофейных зерен выделен фермент, позволяющий превращать кровь группы В в кровь группы 0(имейте в виду: этот знак означает здесь ноль без палочки, а не округлую букву, встречающуюся во множестве мировых алфавитов).

«Ну и что?!» — скажет скептик, — «Подумаешь, одну группу крови превратили в другую»... И будет глубоко неправ. Потому что благодаря этому открытию, сотни тысяч, если не миллионы, жителей Земли получают возможность быть наверняка спасенными в аварийной ситуации, связанной так или иначе с переливанием крови. Потому что кровь нулевой группы (по старой классификации — I) можно переливать обладателям крови любой группы, в то время как кровь групп А или В (по-старому II и III), хотя й «обладает большей однородностью», может быть перелита лишь носителям той же А- или В-крови...

Символ В, кстати, здесь читается как латинское «Бэ».

Но расскажем все по порядку.

«А И БЭ (В) СИДЕЛИ НА... ЭРИТРОЦИТЕ».

Начало XX в. ознаменовалось успехами систематизации едва ли не во всех естественных науках. И как раз в 1900 г. 32-летний австрийский врач

Карл Ландштейнер, в будущем (1930) нобелевский лауреат в области медицины и биологии, опубликовал свои воззрения. Он утверждал, что кровь людей, как и некоторых других высших животных, не совсем одинакова, что существуют . три группы крови (I, II и III)... Впрочем, в том же году нашлась и четвертая (IV).

Различия между ними определяются не цветом кожи или принадлежностью к той или иной расе, а несущественными, на первый взгляд, различиями в строении некоторых белков, из коих слагаются стенки эритроцитов (красных кровяных телец) и некоторых других форменных, как их принято называть, элементов крови.

За 7 следующих лет стараниями многих ученых, в первую очередь чешского врача Яна Янского (1873-1921), учение об основных группах крови в целом оформилось. А через 7 лет после смерти Янского соответствующая комиссия Лиги Наций узаконила для всего человечества буквенную (хотя и с нулем), а не цифровую (последняя сохранилась лишь на «бытовом» уровне) номенклатуру групп крови, в основе которой система АВО.

Если у вас нулевая группа крови, это означает, что ее эритроциты не содержат ни антигена А, ни антигена В — неодинаково построенных высокомолекулярных соединений белковой природы, вызывающих образование антител при попадании в кровь чужеродного белка. Есть фактор А— ваша кровь А-группы (по старой классификации — II), В — соответственно, III. Если же присутствуют оба, то IV. Бывают еще различия в строении не форменных элементов крови, а жидкой ее фазы — плазмы, обозначаемые пер-

«РАДИ БОГА, ТРУБКУ ДАИЬ

Особое положение углерода среди всех химиче ских элементов — не новость. Главный элемент жи й природы, он и в неорганическом мире з позиции — не из последних. Достаточно ггь карбонатные породы и минералы, ископае je угли, нефть и газ, графит и алмазы... Одно время химики увлекались получением кра-ibo построенных углеводородных молекул — пра-

простого вещества углерод оказался достаточно разноликим. Наши не столь далекие предки признавали три его-формы: кристаллические алмаз и графит да аморфный древесный уголь. В послед-

углеродом считать перестали. Но, как ято место пусто не бывает, и в 60-е годы Василий Владимирович Коршак с учениками и соавторами сумел получить новый «третий углерод» — карбин с макромолекулами, в которых атомы углерода выстроены в линию (далеко не всегда прямую).

Конец 80-х годов ознаменовался синтезом фул-леренов (или букиболов) — чисто углеродных моле-равильных 5- и 6-угольников покрышки футбольного мяча. «Наштамповали» их десятки — сначала как химическую экзотику, демонстрирующую возможности современного синтеза. Но позже этим молекулам нашли немало столь же современных областей применения. Даже к проблемам излечения от СПИДа и раковых заболеваний пытались подступиться с помощью этих молекулярных «конструкций». В частности, пытаются внутрь таких «мячиков» загнать сильно действующие лекарственные препараты и как-то связать их с углеродной оболочкой. Достигают тем самым двойного эффекта: либо пролонгирования действия лекарств, либо подавления тех или иных вредных побочных эффектов... А бывает — и то, и другое!

Нынешнее десятилетие принесло еще одну группу чисто углеродных молекул, породившую серию новых проблем и надежд. Речь идет о трубча-

Началосьстого,чтов 1991 г. японский химик Ин-жима обнаружил странные образования среди продуктов испарения графитовых электродов е электрической дуге. Окисления углерода, как однозначно доказал дотошный японец, при этом не происходило. Образовавшееся вещество в чем-то было похоже на фуллерены, но не с ми, а трубчатой формы молекулами.

Поверхность такой трубки образуется, графите, углеродными шестигранниками, закручиваются по спирали вокруг центрального ка нала в один или несколько (до 50) слоев. В простейшем случае диаметр трубки составляет крайне малую величину — около 0,7 нм. Поэтому, но, появилось в современной химии новс тие - НАНОТРУБКИ.

Слегка опознанным объектам свойственно при влекать внимание многих. Нанотрубки не стали ис ключением. Во многих хорошо оснащен» раториях разных стран стали получать их довать. При этом выявилось немало интересного Первое: диаметр самой маленькой из нанотрубо точно соответствует диаметру самого распространенного букибола Ceo («шарика» из 60 углеродных атомов). Спираль углеродных шестиугольников может закручивать по-разному — влево и вправо, «шаг винта» тоже не всегда одинаков. Нобелевский лауреат Р.Смолли (США), испарив углеродную (почти на 99%) мишень лучами двух лазеров, получил нанотрубки, названные им «10,10» (в них по окружности и, надо думать, по вертикали помещаются ровно 10 шестигранных циклов), можно сказать, в чистом виде.

Обычно же, у большинства химиков, получаются нанотрубчатые смеси, как крекинг нефти порождают целую серию углеводородов разных молекулярных масс и, соответственно, неодинаковой полез-

В нанотрубки, как и в букиболы, уже пытаются загонять разные вещества. В таких супертонких капиллярах их поведение должно быть необычным, У жидкостей, к примеру, сдвигаются точки кипения

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 19 8