Техника - молодёжи 1998-10, страница 58

Техника - молодёжи 1998-10, страница 58

.пространство

Художник Вячеслав Рассохин.

Ледоход на Москве-реке.

Общественные Неглинной.

'ПРбСМЕНО ЦДРСТЕрМЦИЙ ГРАД"

Если инопланетные картографы и впрямь расположенными по три на четыре стороны Москва всегда поражала иноземцев непо-

посещали Землю в различные эпохи и, допустим, сравнивали планы Рима, Константинополя и Москвы, то удивлению небесных посланцев не было, наверное, предела. Оказывается, московские зодчие воспроизвели в характерных чертах пространственной организации нашей столицы градостроительные особенности двух первых оплотов христианства. Кстати, именно ко времени петровских преобразований окончательно восторжествовала идея Москвы как Третьего Рима, а "четвертому Риму не быти". И Петр Великий не случайно провозгласил себя императором.

Столь же удивительно, что Москва — этот живой архитектурный организм — вобрала в себя еще и идею Града Небесного, воспетого Иоанном Богословом в "Апокалипсисе" как воплощение Красоты Божественной. Вот что писал архитектор и историк М.П. Кудрявцев (1938 — 1993): "Всю историю Крестного пути России... обнимали рубленые стены Скородома, построенные, подобно стенам Небесного Града, в виде квадрата со срезанными углами, с 12 каменными воротами,

света. Так же, как Скородом, построены внутренние стены Белого города. Квадрат Небесного Града осенен крестом, образованным 14 укрепленными монастырями-сторожами — образ архангельского воинства, охранявшего вход во град. В центре его — треугольник стен Кремля и Китай-город — во образ Святой Троицы. А в геометрическом центре города — Троицкий собор на Рву на Красной площади, стоящий над долиной Москвы-реки. Так воплотились в композиции столицы апокалиптические образы Престола Божия и Агнца, стоящего посреди Небесного Града, и исходящей от Престола "реки животной, светлой, яко кристалл".

вторимыми панорамами Кремля, Китай-города, Замоскворечья. Сотни церквей устремлялись в небо золотыми, зелеными, голубыми куполами. Великое множество дворцов, белокаменных палат, изукрашенных причудливой резьбой, придавали столице сказочный облик.

Сей "преславно царствующий град", как бы зачарованный собственной красою, воспевает в своих полотнах художник Вячеслав Рассохин. Он давно задался целью создать художественную энциклопедию Москвы, оживить, как в магическом кристалле, своеобразие быта и нравов наших предков — от государя до юродивого.