Техника - молодёжи 1999-02, страница 40

Техника - молодёжи 1999-02, страница 40

АНТОЛОГИЯ

ТАИНСТВЕНН

Ы X СЛУЧАЕВ

Борис ВОРОБЬЕВ

п

вгуст 1944 г. Войска 1-го Белорусского | фронта вступили на I территорию Польши и ведут бои в 100 км восточнее и северо-восточнее Варшавы. Сил для овладения городом у фронта мало, но варшавяне, введенные в заблуждение польскими националистами, действовавшими по указке эмигрантского правительства из Лондона, начинают восстание, чем провоцируют немцев на репрессии против населения и на тотальное разрушение города. Ища спасения, тысячи поляков устремляются вон из столицы.

Среди пестрого потока беженцев был и 66-летний горный инженер, профессор Антонин Фердинанд Оссен-довский. Бросив в Варшаве прекрасную квартиру и уникальную библиотеку, он с сонмом домочадцев искал убежища в провинции. И, казалось, нашел его, обосновавшись, в конце концов, в небольшом городке Подкове Л ясной, что неподалеку от Варшавы. Гул канонады доносился и сюда, но Оссен-довский надеялся, что рано или поздно все кончится и он вернется в родной дом, к своим любимым книгам.

Увы! — мечтам профессора не суждено было сбыться. Однажды, в начале 1945 г., в дверь его нового жилища постучали, и по требовательности, с какой это сделали, Оссендовский понял: так могут стучать лишь посланцы судьбы. Он открыл дверь и увидел за ней немецкого офицера в форме СД. Профессор не понимал, почему им заинтересовалась нацистская служба безопасности, и вопросительно смотрел на офицера. А тот, бесцеремонно выпроводив из дома всех его обитателей, уединился с хозяином в его кабинете. Тайная беседа продолжалась несколько часов, после чего офицер ушел. А наутро Оссендов-ского нашли мертвым

застают его в Сибири, где вскоре образуется мощный очаг сопротивления большевикам в лице белой армии адмирала Колчака. Конечно, Оссендовский принимает сторону последнего. Он объявляется в его штабе в Иркутске и становится — кем бы вы думали? — министром финансов в колчаковском правительстве!

Но вот адмирал разбит, а затем и расстрелян — вместе со своими ближайшими помощниками. Оссендовского в их числе не оказалось. Смельчак, с авантюрным и рисковым характером, он тем не менее своевременно почуял опасность и сумел скрыться от сибирских чекистов. Куда же теперь? Оставаться в Советской России — значит, рано или поздно угодить "к стенке", и Оссендовский принимает отчаянное (в духе своей натуры), но единственно верное решение. С несколькими преданными ему людьми переходит границу с Монголией и устремляется в глубь ее безлюдных пространств, рассчитывая затем попасть в Китай, а оттуда — за океан. Вскользь заметим: задуманное удастся, хотя на пути к спасению Оссендовскому придется пережить столько смертельных опасностей, что их описание могло бы составить целый приключенческий роман.

Кстати, в какой-то степени он это и сделал, издав в 1922 г. в Лондоне мемуары "И звери, и люди, и боги" (другое название — "Через страну богов, людей и зверей"). Книга, естественно, вышла на английском языке, но уже спустя три года в Риге появился ее русский перевод. Само собой понятно, что в СССР она не публиковалась, и возможность прочесть ее появилась у нас лишь в 1994 г.

О чем же сочинение? Коротко — о сокровенных знаниях, о гипотетической стране Шамбале (она же Агартха, Беловодье, "царство пресвитера Иоанна"),

вением же закрыл вспоротую грудь пастуха, на которой не осталось даже следов ужасной операции.

Но говорить о содержании книги — не наша задача; мы взялись проследить судьбу Фердинанда Оссендовского, а для этого необходимо познакомить читателей с еще одним человеком, чью связь с героем нашего рассказа иначе как мистической не назовешь. Мы имеем в виду одиознейшую фигуру барона Романа Федоровича Унгерна фон Штернберга, начальника так называемой Азиатской конной дивизии, буддиста, мечтавшего во главе азиатских народов покорить весь мир.

"Советский Энциклопедический Словарь" информирует об Унгерне так: "один из главарей контрреволюции в Забайкалье и Монголии, генерал-лейтенант (1919). В 1917—1919 гг. подручный атамана Семенова. В 1921 г. фактический диктатор Монголии, его отряды вторглись на территорию Дальневосточной республики и были разгромлены".

Как видим, справка о деятельности Унгерна начинается с 1917 г., но первые известия о нем относятся еще к 1910-1911 г., когда он служил в чине есаула на Амуре, охраняя с тремя сотнями казаков российско-китайскую границу. Собственно, охраняют ее нижние чины, а что касается офицеров, то они по вечерам пьют горькую, играют в карты и стреляют по мишеням, коими служат картины на стенах или статуэтки на полках (вспомним чеховского "Медведя"), а также червонные и бубновые тузы, пришпиленные к стенной обивке.

Но иногда такая "преснота" надоедает, и тогда Унгерн сотоварищи развлекаются в "кукушку". Хохма состоит в том, что проигравший в карты залезает на крышу какого-нибудь сарая и начинает оттуда "куковать", тогда как остальные

п ЗП ТОБОЙ ПГНДЕТ ГЖГЯЛ.

К тайне его смерти мы вернемся позже, а пока поговорим о нем как о личности. И тут есть чему поудивляться. В юности он учился в Сорбонне, где изучал геологию и горное дело, но во времена русско-японской войны уезжает на фронт уже в качестве корреспондента нескольких петербургских газет. Присутствует на церемонии подписания мирного договора в Портсмуте. А затем отправляется путешествовать в Азию. Больше всего Оссендовского интересует Монголия и Тибет, и он, добившись от китайского правительства открытого пропуска (Монголия тогда принадлежала Китаю) едет в верховья рек Онона и Керулена на поиски могилы Чингисхана, а затем странствует по тибетским монастырям, где изучает древние манускрипты и знакомится с ламами. Время от времени пишет статьи, которые с превеликой охотой публикуют английские, французские и американские газеты.

Революция и Гражданская война

где живут махатмы, учителя человечества, которые в назначенный день и час выйдут из своих тайных убежищ и наделят его высшими знаниями.

Для поклонников и последователей Блаватской и Рериха книга Оссендовского, конечно, как елей на сердце, поскольку автор рассказывает в ней о вещах запредельных, которые, по его словам, происходили у него на глазах. Очень впечатляюще в этом отношении воспоминание о встрече возле монгольского города Кобдо с Тушегун-ла-мой. Личность историческая, он был не только искуснейшим врачом, но и владел многими приемами тибетских ма-хатм. Один из них лама и продемонстрировал Оссендовскому и его спутникам. В их присутствии рассек кинжалом грудь пастуха, и все увидели его легкие и сердце. Лама коснулся их рукой, и они перестали кровоточить, причем подопытный напоминал не только что убитого, а спокойно спящего. Кончилось тем, что Тушегун-лама прикосно-

стреляют в него "на голос". Бывало, попадали — и убитого списывали в числе жертв вражеских нападений.

В 1911 г. Монголия попыталась освободиться от китайского владычества, и Унгерн отправился туда добровольцем. Именно в то время он познал и полюбил нравы и обычаи местного населения, поскольку пробыл в этой стране до 1914 г.

С началом Первой мировой войны Унгерн снова на фронте. За храбрость получает Георгиевский крест, однако среди сослуживцев известен и тем, что может в любое время затеять скандал, а то и драку. Непосредственный начальник Унгерна, тоже барон, Петр Врангель, будущий последний главком белыми войсками в Гражданской войне, так характеризовал своего подчиненного: "Превосходный офицер, не теряется ни при каких ситуациях. Склонен к пьянству. Способен на поступки, недостойные офицерского мундира".

Восток притягивал Унгерна, как маг

ТЕХНИКА — МОЛОДЕЖИ 299