Техника - молодёжи 1999-11, страница 67

Техника - молодёжи 1999-11, страница 67

Председатель правления «Рургаза»

Ф.Шпет.

Член совета директоров «Рургаза» Ф.Миддельшулть. Он непосредственно отвечает за сотрудничество с питерскими реставраторами.

Екатерининский дворец в бывшем >ском (ныне г. Пушкин).

Мы неоднократно писали о Янтарной комнате и даже организовывали международные экспедиции по ее поиску (последние публикации о ней в «ТМ», № 4 за 1990 г., № 10 за 1997 г.). И вот теперь, похоже, мы присутствуем при написании очередной страницы ее истории.

В начале сентября средства массовой информации облетела весть: германский концерн «Рургаз» выделяет 3,5 млн долларов на окончание работ по воссозданию Янтарной комнаты.

Работы по ее копированию ведутся уже 20 лет. Как отметил директор Государственного музея-заповедника «Царское Село» Иван Саутов, их без преувеличения можно назвать уникальными:

— В 1979 г. было принято постановление Совета Министров СССР о возрождении Янтарной комнаты. Работы начались с воссоздания иконографии — подбора архивных материалов Когда мы собрали все, что

известно лишь мастерам XVII-XVIII вв. — подчеркнул Игдалов. — Оно имеет корни в восточной Пруссии, Польше, но не в России. Поэтому одной из серьезных проблем была подготовка специалистов для этой работы...

Впрочем, еще до войны у нас была школа художников-реставраторов, которые работали с янтарем. Однако за прошедшие десятилетия многое было утеряно.

Сегодня в мастерской работают специалисты, окончившие и Мухинское училище, и архитектурное отделение ЛИСИ, и Горный институт, и просто профессионалы-ремесленники , получившие уникальные навыки за долгие годы работы.

На Калинградском комбинате янтаря — основном поставщике сырья для реставрации — ведется первичная сортировка.

Янтарная комната в 1930 г. С помощью современной компьютерной техники черно-белое изображение удалось превратить в цветное.

I . возможно, начались исследования. На этом

Z S этапе стали подключаться лаборатории, на-

кЦ учно-исследовательские институты... Хи-

£ « мики делали и анализировали соскобы кле-

д™ ев и красящих составов. Криминалисты

^ § «вытягивали» черно-белые фотографии,

£ ^ делая отчетливыми те фрагменты, которые на исходном снимке были практически не-

I ф различимы. На это ушло около пяти лет.

? g Данный этап позволил нам с уверенностью

J | сказать: мы разгадали тайны методик вос-

* i создания янтарных панелей...

i s То, как применяются накопленные зна-

1 | ния, мы увидели в царскосельской янтар-

| ной мастерской. Ее руководитель Борис Иг-

$ | далов рассказал:

& g. — Техника резьбы по янтарю — практи-

о х чески вымершее искусство, которое было