Техника - молодёжи 1999-11, страница 65

Техника - молодёжи 1999-11, страница 65

екая радиобашня имела высоту 350 м. Строительные работы начались поздней осенью 1919 г. Из-за острой нехватки металла ее высоту пришлось значительно уменьшить. В середине марта 1922 г. башня радиостанции «Коминтерн» из 6 секций общей высотой 148 м была сдана в эксплуатацию. Никитину тогда не было и 15 лет, но впереди его ждали проекты, ставшие классикой в мировой архитектуре.

Спустя 10 лет он с Ю.В. Кондратюком разрабатывает башню Крымской ветро-электростанции, затем подключается к строительству Дворца Советов, начатого в 1937 г. на левом берегу Москвы-реки. Ему удается существенно упростить фундамент, рассчитанный на вес в полмиллиона тонн Главная идея заключалась в представлении фундамента и каркаса здания как единого организма, воспринимающего ветровые и весовые нагрузки. К 22 июня 1941 г. металлоконструкции из стали марки ДС (Дворец Советов) уже возвышались на 100 м над фундаментным котлованом глубиной 20 м. В Великую Отечественную они будут разобраны на противотанковые ежи и на броню для танков.

После войны Никитину выпала завидная роль сконструировать и осуществить первую в мире взаимосвязанную систему небоскреба «фундамент — каркас МГУ». Николай Васильевич совместно с Р.Г. Шишкиным предложил сборный фундамент (а.с. СССР № 91147 от 1950 г.) из коробчатых блоков 1 с заранее прибетонированными к ним, с одной или с двух сторон, железобетонными плитами 2 (рис. 6, а). Последние, установленные по периметру фундамента, служат опалубкой, которая, в отличие от деревянной, не извлекается после заливки бетона, а остается в фундаменте. Перед бетонированием в котловане устанавливаются металлические каркасы 3, которые связывают между собой и с блоками стальными тягами 4. Само собой понятно, все это каркасно-блочное сооружение должно покоиться на бетонной подушке 5. Принимая на себя сосредоточенное давление коробов, она выравнивает давление на грунт.

Посмотрите на фрагмент фундамента в плане (рис. 6, а; вверху): ячеистая структура заполняет сложный контур здания. Что это означает? Прежде всего перераспределение между блоками меняющихся нагрузок, выравнивание осадки мощного сооружения. Во-вторых, нейтрализацию реактивного действия почв на большой площади: там вспучило грунтовыми водами, здесь со временем просело от подвижек слоев, а по

душка с гибкими, разумеется, стальными связями блоков облегает сложную поверхность, удерживая здание от сползания. В-третьих, отсутствие температурных швов в фундаменте. Что такое температурные швы? Прорези в фундаменте для компенсации температурных изменений размеров в различные времена года. Их всегда делали. Вспомните стыки рельсов, опоры на катках мостов, чтобы конструкции могли удлиняться или сокращаться без деформации. По сей день здание МГУ протяженностью более 200 м остается единственным, в фундаменте которого нет температурных швов.

Хорошо. Раз фундамент самоприспосабливается к переменным параметрам, то какова должна быть связь с ним всего громадного здания, тоже претерпевающего силовые, температурные, ветровые, усадочные воздействия? Решение оказалось смелым, творческим и развивающим принципы адаптации (приспособления).

Николай Васильевич предложил устанавливать в каркасе здания колонны со свободным ходом, а к ним подвесить перекрытия нижнего яруса. Соединение колонн 1 с блоками фундамента осуществлялось посредством полых коробов 2 квадратного сечения, по углам которых были приварены уголковые профили 3, придающие им крестообразное сечение (рис. 6, б).Полые коробы служили упругим элементом и компенсировали колебание здания подобно упругому шарниру, а их крестообразное сечение придавало соединению высокую жесткость по диагоналям квадрата. Надо было только сориентировать положение креста к главным осям здания, а именно под углом 45°, другими словами, под углом наибольшей жесткости. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова — самое протяженное по длине здание в мире, которое не разрезано температурными швами. О размерах комплекса говорят такие цифры: всего в здании 50 тыс. помещений, а его коридоры имеют общую протяженность более 160 км.

15 лет спустя Н.В. Никитин вместе со своим творческим коллективом: А.И. Ивановым-Дятловым, П.И. Франовым, А.И. Шалы-гиным и Ю.М. Василевским из ЦНИИ типового и экспериментального проектирования зрелищных зданий и спортивных сооружений оформил это нетрадиционное решение заявкой на стык сборных железобетонных колонн, на которое получено а.с. СССР № 238756 от 1969 г.

Никитинские коробчатые фундаменты подводились под всю шестерку первых высотных зданий Москвы. Он занялся и разработкой фундаментов для цехов горячей и холодной прокатки стали, используя опыт строительства МГУ. В итоге прокатные станы новых металлургических заводов страны — Ново-Липецкого, Череповецкого и других получат не подверженные вибрации

монолитные фундаменты с небывало низкой стоимостью строительства.

12 марта 1958 г. на совещании в Госстрое было принято решение строить 500-метровую башню для телецентра. Что думали другие ученые — нам неизвестно, а вот в голове Никитина творческий процесс шел быстро. Образ цветка, повернутого лепестками вниз, завладел им с самого начала раздумий о башне. Основанию требовалось придать мощность и крепость монолита, а стеблю башни надлежало быть не просто гибким, а упругим и стойким. И тогда родилась счастливая идея, которая дала башне право на жизнь. Суть состояла в том, чтобы натянуть внутри ее ствола стальные канаты и стянуть ими основание со стеблем. Натянутые канаты по центру ствола образуют незримую мощную ось, которая придает устойчивость вертикали.

Возглавлял строительство друг и соратник Никитина — главный инженер стройки Борис Алексеевич Злобин. Когда строители вышли на отметку 385 м и закончили монолитную часть башенного ствола, над Москвой проносились сентябрьские ветры 1966 г. Верхняя площадка ходила под ногами, как палуба корабля при сильной качке. Настала пора натянуть канаты. Как только винтовыми стяжками натянули 150 стальных семипрядевых канатов диаметром 38 мм (разрывное усилие по 112 т), для сохранности покрытых пушечным маслом, башня замерла по стойке «смирно» Канаты с 2-кратным запасом прочности притянули верх башни к основанию с усилием 9500 т. Монтаж металлической антенны был завершен 27 апреля 1967 г.

Конструкция фундамента башни проста. Это железобетонное кольцо диаметром 70 м, шириной 9,5 м и высотой 3,5 м. Оно и уложено на подготовленный поверхностный слой котлована глубиной по высоте кольца. На последний опираются 10 лап трапециевидной формы. (Для сравнения, опоры Эй-фелевой башни, которая в 1,7 раза ниже Останкинской, заглублены на 14 м, вровень с дном русла Сены.) Башня рассчитана на самый сильный ураган со скоростью 43 м в секунду (155 км/ч). Вершина ее может отклоняться до 13 м, а обычная амплитуда ее колебаний 2 — 3 м. В стволе башни установлено 120 датчиков, которые отмечают ее положение.

На Никитина обрушилась мировая слава. Он получил официальное предложение из Японии построить в Токио жилой небоскреб высотой 4 км. Но потом японцы поостыли. В январе 1969 г. в Москву приехали семь представителей фирмы господина Мицуси-ба. Николай Васильевич кратко отметил: «Это тот самый их буржуй, который собирался строить 4000 м. Теперь остановились на 550». И он потерял всякий интерес к столь низко упавшей высоте сооружения.

С возрастом телебашня становится все крепче. По сравнению с первоначальной, ее сегодняшняя прочность повысилась в полтора раза. На вопрос: «Какой срок отпущен башне?» Николай Васильевич уверенно отвечал: «На триста лет — гарантия! А там посмотрим...».

Думал ли он, что ныне она превратится в символ телеоболванивания, зомбирования населения, потерявшего в советское время иммунитет ко всякого рода изощренному агитпроповскому мошенничеству? ■

Рисунки Михаила ШМИТОВА

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 1 Г 99

63