Техника - молодёжи 2000-01, страница 28

Техника - молодёжи 2000-01, страница 28

РАССЛЕДОВАНИЕ «ТМ»

пристраиванием ее модулей к станции «Мир», настояли на таком разнесении их орбит, которое исключало бы использование нами относительно новых модулей и оборудования в российском сегменте МКС (т.е. физически заблокировали их перемещение на МКС). Кроме того, они в течение всего периода разработки и создания МКС маниакально настаивали на прекращении эксплуатации «Мира» и ее ликвидации до начала эксплуатации МКС под угрозой экономических и политических санкций. США уже фактически до-давили наше правительство и его федеральный орган — Российское авиационно-космическое агентство (РАКА): устами и руками генерального директора Ю.Н. Коптева оно уже поставило на станции крест. Планируемая досрочная ликвидация «Мира» — наше самоубийство как самостоятельного равноправного партнера.

Но ни одна из сторон (РАКА, РКК «Энергия», НАСА и др.) еще официально не рассматривала предлагаемый мною проект, который может устроить всех и позволит России не только сохранить лицо, красиво завершить выдающийся космический эксперимент и максимально использовать «Мир» (опыт, конструкцию, социально-культурный имидж), но и показать всему миру пример комплексной реализации космических программ. Американцы, в конце концов, могут заработать на нашей станции, став полноправными участниками нашего проекта.

И продление существования станции «Мир» превращается не в самоцель и долгую агонию, обескровливающую и без того тощий российский бюджет и ресурсы РКК «Энергия», а приобретает ясно выраженную, политически, технологически, экологически, социально и экономически оправданную сверхцель.

Предлагаемый проект, основанный на парадигме культурного наследия, позволяет России с честью выйти из опасного тупика и решить сложную задачу, имеющую важное значение для развития космонавтики и культуры в интересах человека и человечества в новом веке, при минимуме ущерба для природной среды, дает шанс создать яркий позитивный прецедент: сохранить уникальную станцию «Мир» — выдающийся технический объект XX века, вернув ее на Землю.

Но опасаюсь, что эта мечта — о спасении «Мира» — может не сбыться: в сплошной суете выживания, в борьбе с проклятым терроризмом, переходящим в новую Кавказскую войну, в политической чехарде, при массовом умопомрачении от думско-президентских выборов мы можем бездумно и безвозвратно са-моликвидировать-сжечь-утопить-поте-рять уникальное космическое сокровище России и человечества — непревзойденное техническое чудо уходящей эпохи...

ОТ РЕДАКЦИИ. В федеральном бюджете России на 2000 г. выделены деньги на станцию «Мир». Если они действительно поступят, то предложений спасения орбитального комплекса может стать реальностью... Но поймут ли это руководители отрасли.. ■ См. также с. 32-33.

Работники NASA! Если не читаете собственный научный журнал, то хотя бы просматривайте «ТМ»!

Этот «новогодний призыв» лучше было бы поместить в прошлом номере, но не поздно и сейчас.

Помнится, когда наш журнал напечатал статью кандидата физико-математических наук, доцента Астраханского педагогического института Георгия Полякова «Космическое «ожерелье» Земли» (№ 4 за 1977 г.), то сотрудники NASA тут же перевели и выпустили ее в виде «Технического меморандума ТМ-75174», чтобы со столь оригинальной идеей советского ученого познакомились как можно быстрее западные специалисты. Об этом, в частности, рассказал известный писатель-фантаст Артур Кларк, представляя свой новый роман «Фонтаны рая» («ТМ», № 1 за 1980 г.).

Что ж, можно лишь позавидовать оперативности тогдашних работников Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства. А вот нынешние их преемники зарекомендовали себя куда хуже. В самом деле, ведь напечатали же мы статью «Загадка красной планеты» с предупреждением, что вокруг Марса существует экваториальное кольцо твердых частиц, правда, весьма разреженное, но вполне способное вывести подлетающие автоматические станции из строя. Более того, смелая гипотеза автора была предусмотрительно изложена за 5 лет до этого и в американском журнале. И что же? Ноль внимания! А результаты — всем известны. Впрочем, предоставим слово самому автору гипотезы, кандидату физико-математических наук, доценту Московской государственной академии приборостроения и информатики Александру РАБИНОВИЧУ.

менима к эволюционным процессам Космоса, протекающим миллиарды лет. А раз так, теория Ньютона нуждается в очень малой и ранее неизвестной поправке, которая и должна послужить ключом к тайне происхождения Солнечной системы и другим загадкам Космоса.

Но как найти эту поправку? Тут-то и пришла на помощь геометрия Лобачевского, наиболее естественное обобщение геометрии Евклида — фундамента теории Ньютона. Надо лишь вывести новую небесную механику на основе геометрии Лобачевского.

Задача эта была не нова. Еще с момента создания Эйнштейном общей теории относительности существовал способ построения физических теорий для неевклидовых геометрий. Однако применительно к геометрии Лобачевского он давал лишь довольно «пресный» результат, мало что меняющий в ньютоновской картине мира. К тому же он содержал один дефект, на который никто раньше не обращал внимания.

Если рассмотреть тело, движущееся свободно и поступательно, то в нем отсутствуют внутренние напряжения. Поэтому его точки будут перемещаться по прямым, а его прямолинейные отрезки в процессе движения не станут искривляться.

Но в пространстве Лобачевского эти свойства не могут выполняться одновременно, если точки свободного тела движутся с постоянной скоростью, как им предписано общепризнанной теорией. Значит, прежние взгляды должны быть пересмотрены, что и было осуществлено в моей работе.

В результате анализа движения тел в пространстве Лобачевского возникла новая физическая теория. Согласно ей, на точки движущихся тел действует

UlJ

оправдался

Мысль применить геометрию Лобачевского к нерешенным проблемам астрономии возникла у меня в 1977 г. Тогда я впервые столкнулся с парадоксальной ситуацией: несмотря на многочисленные попытки, еще с ньютоновских времен, происхождение Солнечной системы оставалось совершенно непостижимым. Движение планет почти в одной плоскости — солнечного экватора — и притом по орбитам, мало отличающимся от круговых; такое же свойство большинства спутников планет — никак не укладывалось в рамки ньютоновского закона Всемирного тяготения. Открытые же в 1979 г. кольца Юпитера, а затем и Урана, и Нептуна, располагающиеся, как и у Сатурна, в экваториальной плоскости, казались просто мистикой с позиции ньютоновской теории.

Эти трудные вопросы и ряд других загадок астрономии навели меня на мысль, что ньютоновская небесная механика, надежно проверенная наблюдениями за последние четыре века, совершенно непри-

^очень малая сила простран-11 ства Лобачевского — именно ggj она помогает прямолинейным отрезкам свободных тел сохранять в процессе движения свою прямолинейность.

Учет этой малой силы оказался весьма плодотворным, позволив объяснить таинственные закономерности планет Солнечной системы, их спутников и колец, происхождение спиральной структуры галактик, фантастическую энергию космических лучей и ряд других загадок Космоса.

Судьба же небесной механики в пространстве Лобачевского складывалась довольно драматично. Начиная с 1981 г., когда теория приняла законченный вид, я не раз предпринимал попытки привлечь внимание к ней в научных центрах страны, но все было напрасно. На астрофизическом семинаре Физического института АН СССР работу даже не приняли к рассмотрению — от приходивших с «безумными идеями» одиночек старались побыстрее избавиться. Из Института космических исследований АН СССР, через короткое время после отправки работы профессору И.Д. Новикову, был получен от-

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 12 0 0 0

26