Техника - молодёжи 2000-08, страница 64

Техника - молодёжи 2000-08, страница 64

во все стороны струи красного вина. Как только «ассистент» перестал лить воду, струи ослабли и потекли по стенкам бочки. Этот эксперимент, называемый «бочкой Паскаля», нередко приводится в школьных учебниках физики.

Мэтр, непревзойденный шутник, польщен: «Не маловато ли для Паскаля одной десятитысячной ярда?». — «Если бы вы знали, что Паскаль мы получаем делением Ньютона — основателя классической механики — на квадратный метр, то у вас бы не осталось никаких сомнений в значимости единицы».

Пресс-форма улитки Паскаля готова. Все смотрят, как ее устанавливают на траверсе пресса. Вспотевший Ки-рюхин, воспользовавшись паузой, шепнул Розанову: «Все-таки трудно, Борис Васильевич, разговаривать с классиками. Вот, ведь, Паскаль не знает метрической системы, не знает кто такой Ньютон. Исааку исполнилось девятнадцать, когда Блез умер, а метрическая система единиц была введена 133 года спустя после его смерти».

Звучит прощальный аккорд гидравлического органа — траверса со штам-повым набором пошла вниз на матрицу. На цветном экране дисплея выводится информация о работе игровых труб органа: рабочего гидроцилиндра — он выдавливает сложную форму улитки-рулетты Паскаля; прошивного, вырезающего пуансоном похожее на каплю отверстие в основании листа, а затем и обрезающего по контуру всю эту сложную пространственную фигуру; четырех синхронизирующих цилиндров, соединенных гидравлически по диагонали; четырех мультипликаторов, гидравлических датчиков и возвратных цилиндров.

«Красотища, какая! Божественная!». Паскаль еще не пришел в себя от восторга ходом плунжеров и поршней по циклу прессования, как они уже остановились, траверсы вернулись в исходное положение. Вечно живому классику преподносят отливающую серым блеском улитку Паскаля: «Примите на память это произведение, объединившее в себе улитку вашего отца в проекции на горизонтальную плоскость, а в вертикальных сечениях — разновидности ваших рулетт-циклоид».

Блез Этьенович с опаской (не уронить бы тяжесть) принимает метровую металлическую фигуру — хилое здоровье имел мэтр, мощный духом, — но, к его удивлению, топологическая гора оказалась пушинкой, всего полтора килограмма весила титановая улитка-рулетта. Расхохотавшись от приятного сюрприза, остроумный Паскаль примеривает ее на голову, снимает и делает реверанс, размахивая ею, как д'Артаньян шляпой. «Большое спасибо. Очень тронут приемом. Как бы хотелось пожить среди вас, хотя бы годик. Обязательно разыщу Ньютона и покажу ему легчайший из рыцарских шлемов: «Привет тебе, славный рыцарь Исаак, от будущих поколений, которые предусмотрели отверстие в шлеме для приема падающих яблок».

Теперь уже хохочут все присутствующие, а вечером — и телезрители, слыша по микрофону слова знаменитого соотечественника, еще раз возвеличенного русскими. «Приезжайте в Ис-суар — увидите Россию», — заключил свой репортаж с пуска пресса диктор.

ГУЛЛИВЕРЫ В СТРАНЕ ЧУДЕС -НКМЗэленде

«Я не ослышался: в НКВДэленде?» — переспрашивает британский ветеран томми, привыкший к большевистским ужасам. «Не в энкавэдэ, а в энкаэм-зэ». — «Это что же за страна такая? Диснейленд, что ли?». — «Гулливер-ленд, на десятки квадратных километров. Когда ее заложили в Ново-Краматорске (8 октября 1929 г.), Диснею, вто время актеру, его страна и во сне не снилась». 28 сентября 1934 г. состоялся торжественный пуск завода. «Каждая новая крепость социалистической индустрии — это крепость защиты великой Страны Советов от вражеского капиталистического мира», — сказал на открытии НКМЗ Георгий Димитров, совсем недавно вырвавшийся из лап фашистского правосудия.

Первый советский слябинг, изготовленный на НКМЗ и пущенный 27 декабря 1936 г. в листопрокатном цехе «За-порожстали», имел фасонную станину (для ножниц) массой 187 т, в то время как самые мощные в Европе заводы Круппа делали фасонные отливки массой до 100 т.

В 1937 г. завод изготовил широкополосный тонколистовой стан для той же «Запорожстали», к I мая 1938 г. выпустил первый советский проходческий щит для прокладки туннелей метрополитена. На Метрострое уже работал один проходческий щит, купленный в 1933 г. в Англии за очень большие деньги. Остальными обеспечил страну НКМЗ: за первым последовал второй, третий, шестой, причем трудоемкость изготовления этого комплекса неуклонно снижалась — с 12 тыс. нормоча-сов до 3 тыс., в 4 раза! Тогда же, 1 мая 1938 г., был сдан в эксплуатацию Крымский мост в Москве, соединивший берега Москвы-реки возле Парка культуры и отдыха им. М.Горького. Все металлоконструкции моста общей массой 10475 т были изготовлены НКМЗ. 20 лет спустя завод приступил к производству пресса, масса которого в два раза превысит массу Крымского моста и в два с половиной — Эйфелевой башни (8,85 тыс. т), а по сложности — в сотни раз превзойдет замечательные сооружения Москвы и Парижа

«Хорошо Паскалю размахивать улит-кой-руллетой, — думает заслуженный деятель науки и техники РСФСР Б.В.Розанов. — Окажись он на моем месте, посмотрел бы впервые на распростершиеся вдоль цеха НКМЗ тридцатиметровые листы 75-тысячника, то, наверняка, упал бы в обморок». Сам-то Борис Васильевич при виде лежавших на полу Гулливеров ощутил именно такое — приближение обморока. Его буквально зазнобило от страха. Кто будет отвечать, если эти глыбы-плиты, по

которым, как лилипуты, ползали станки, фрезеруя базы и просверливая отверстия, развалятся при первом же нажиме гигантской силой?

Посмотрим и мы — как тут удержаться? — на индустриальный пейзаж цеха, скорее, механообрабатывающей верфи из-за его необъятных размеров.

Во-о-он там, вдали, внутри одной из плит 1 для будущего мирового рекордсмена копошится, жужжит какой-то агрегат 2, ну будто муравей-листорез пытается тащить неподъемную ношу, многократно превышающую его собственный вес (рис. 4, а). На самом деле, это переносной станок для обработки проемов клетей прокатных станов (а. с.№ 1000173, 1981 г., № 1103962, 1984 г.), и носит его от гиганта к гиганту мостовой паук, снующий под потолком «верфи». Станок, как станок: станина 3, по направляющим которой ползает суппортище 4, — санями, из-за уважения к размерам, называют его шестеро авторов изобретения от А.М.Селезнева до В.Н.Бе-локоза из Института механизации труда в черной металлургии; на санях — вертикальная стойка 5 с направляющими для фрезерной бабки 6, имеющей с обеих сторон шпиндели с фрезами. То, что сани и фрезерная бабка могут перемещаться в горизонтальном и вертикальном направлениях, а зубастые фрезы обслуживать, в пределах их ходов, обрабатываемые поверхности, знает каждый ремесленник. Мы же упомянем еще механизм в виде горизонтальных винтов-домкратов 7, центрирующий станину в проеме обрабатываемой детали.

«Осторожнее!» — предупредил мастер, когда мы захотели подойти к плите, чтобы вблизи понаблюдать за работой «листореза». Оказывается круглый коридор, по которому мы направились кратчайшим путем, на самом деле был цилиндром 1, а небольшое помещение 2 рядом, которое мы приняли за конторку мастера, — кабиной станочника (рис. 4, б). И вовремя. Кабина поехала вверх, и из нее сверху посыпалась стружка, размером с мизинец. Эге, не зря нам выдали каски; впрочем, не поможет, если какой-нибудь инструмент свалится на нее. С опаской задираем голову и видим, что кабину тянут самоходные тележки 3, шарнирно соединенные между собой. И кабина, и тележки опираются с двух сторон на стенки цилиндра опорными роликами 4. Эта странная, предупреждающе красного цвета гусеница, что сейчас своими двумя челюстями — коническими фрезами 5 разделывает под сварочный шов кромки трубы, называется самоходным фрезерным станком (а. с. № 745603, 1977 г., № 878444, 1981 г.). В кабине находится один из четырех родителей-авторов изобретения А.С.Гладков. С ним хочется поговорить, но он уже заехал на самый верх круга. «Нет проблем, — утешает мастер. — У нас все радиофицировано». «Александр Степанович!» — обращается он, неужто к изобретателю радио? «Нет, нет, — успокаивает мае-

ТЕХНИКА-МОЛОД

[ЕЖИ 8 2000

62