Техника - молодёжи 2001-02, страница 56

Техника - молодёжи 2001-02, страница 56

у людей с избыточным весом». (Отчет о своей работе Тимоти М. Гриффин и Роджер Крэм опубликовали в журнале «Nature», 2000 г., т.408, №6815, с.929. Приведенные здесь высказывания исследователей цитируются в переводе с немецкого по интернет-изданию «Siiddeutsche Zeitung Online» от 22 декабря 2000 г.)

Полученные учеными результаты представляют не только академический интерес Они помогут точнее диагностировать и успешнее лечить недуги, связанные с ограничением движений при ходьбе.

Но и вполне здоровый, в меру упитанный и равнодушный к биомеханике и орнитологии налогоплательщик тоже не остается внакладе. Теперь любящий муж в меню самых ласковых выражений, которыми он потчует свою брюхатую женушку, может включить и такое: «Пингвиниха ты моя... императорская!».

Кстати, сами «августейшие» тихоходы — верные (правда, лишь на период очередного брачного сезона) супруги и заботливые родители Так уж вышло, что период их гнездования приходится на суровую антарктическую зиму, совпадающую по времени с нашим летом (в отличие от прочих пингвинов, императорские гнездятся толь

ко в Антарктиде: «невольники» из Сан-Диего и тому подобных мест — не в счет) Снесенное самкой единственное полукилограммовое яйцо высиживает самец, она же восстанавливает силы после кладки, отъедаясь на море. В лютую стужу пингвиний папа девять недель самоотверженно согревает яйцо, держа его на лапах и прикрывая, как пуховым одеялом, складкой кожи на нижней стороне брюха. Все это время он мало двигается, ничего не ест и в результате теряет до 40% веса. Самцы сберегают тепло, тесно сгрудившись, причем крайние в группе постепенно перемещаются к ее центру, меняясь местами с уже согревшимися. Такие вот «индивидуалисты»...

Наконец в лоно семьи вернулась нагулявшая жирок самка, и теперь в море, тоже на пару месяцев, уходит самец — отъедаться после вынужденной голодовки. (Бывает, самцы обходятся без пищи до 134 дней! Ведь прежде чем высидеть яйцо, нужно совершить переход от моря к месту гнездования, поухаживать за самкой; а после высиживания — дождаться ее возвращения и преодолеть обратный путь к воде.)

Свое пушистое чадо кормят по очереди и папа, и мама. Спросите чем? Пресловутым

«птичьим молоком» — полуперевареннои и отрыгнутой смесью из той вкуснятины, которую дает им море: мелкой рыбешки, некрупных головоногих моллюсков, планктонных рачков...

Короче, всё «как у людей»: вахтовый метод, отпуск на море, равноправие полов... Да еще киднэппинг в придачу (а по-ученому, «чикеннэппинг», от англ. chicken — птенец): потеряв собственного малыша, чета «императоров» (или пингвин-одиночка) крадет птенца у зазевавшихся соседей. И далее воспитывает как родного. (Правда, у бобылей приемыши обычно гибнут: их некому согревать, когда оголодавшие одиночки отправляются на охоту...)

В возрасте около полугода молодые пингвины внезапно покидают родителей, уходят в море и возвращаются только через пять лет. Биологу Дж.Куйману из Скрипп-совского института океанографии (кстати, тоже штат Калифорния) удалось разгадать, куда и почему уплывают пернатые подростки. Нескольких полугодков отловили, наклеили им на спину миниатюрные радиопередатчики и отпустили на волю. Выяснилось: их маршрут ведет строго на север, в более деплые воды океана. Прежде орнитологи считали, что всю свою жизнь императорские пингвины проводят в основном в пределах заледенелого антарктического моря Росса. Оказывается, нет. Куйман полагает, что в ходе эволюции эти птицы избрали миграционный путь для того, чтобы птенцам не приходилось в одних и тех же водах соревноваться в поисках пропитания со взрослыми особями. (Подробнее см. «Nature», 1996 г., т.383, №6599, с.397.)

Но вернемся к «языку» ластокрылых «императоров». Каким образом разлучившие-

1. «Где холодно — там родина». Императорские пингвины гнездятся только в Антарктиде.

2. Под маминой «юбкой» (или под «подолом» у папы?) тепло и уютно.

3. У любящих родителей и ребенок вырастет ласковым.

4. «Дружим семьями?»

5. Грациозные толстяки.

6. «Не глупи! Рожденный плавать — летать не может!»

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 2 2 0 0 1

ся Он и Она отыскивают друг дружку? Оказывается, по голосу. Первой издает клич самка. Заслышав милые сердцу звуки, ее партнер поднимает царственную голову, выбирается из галдящей стаи и уже знакомой нам переваливающейся походкой направляется к подруге, затягивая собственную призывную песнь. Как же эти двое распознают голоса друг друга в многоголосии огромной колонии? Спектрограммы пения императорских пингвинов позволяют говорить об используемой ими кодировке. Дело — за переводом? ■ В оформлении использованы снимки, размещенные на «пингвиньих» Web-сайтах