Техника - молодёжи 2002-04, страница 25

Техника - молодёжи 2002-04, страница 25
ЕГО ИМЯ СТАЛО СИНОНИМОМ

ИЗМЕННИКА

ее и о чем-то заговорил с пассажирами по-немецки.

1 генерал (

легко ранен в ногу и контужен. Двинулись на север, в немецкий тыл, чтобы найти партизан или прорваться в другом месте; для этого разделились на группы.

Власов остался с солдатом, шофером и поварихой (она же медсестра) М.И. Вороновой. В поисках пищи оба красноармейца ушли в деревню, Власов и Воронова в другую, назвались гражданскими беженцами и попросили еды. Но полицаи из «местного отряда самообороны» приняли их за партизан и заперли в сарае. Напрасно Власов твердил, что он простой учитель...

13 июля староста деревни вызвал немецкий патруль 38-го корпуса во главе с обер-лейтенантом фон Шверднером. Немцы давно искали Власова, и каждый патруль располагал его фотографией. В немецкой книге «Битва за Ленинград», изданной в 1944 г. в Риге штабом 18-й армии вермахта, обстоятельства пленения Власова описаны так: «Обер-лейтенант направился с автоматом к сараю. Когда дверь открылась, переводчик К.Пель-хау окликнул находившихся в нем. Все с напряжением смотрели в открытую дверь, в которой появился большевистский солдат, одетый в длинную характерную блузу (гимнастерку. — Б.Г.). На изогнутом носе блестели большие роговые очки. «Возможно ли это? — подумал обер-лейтенант. — Судя по фотографии, это же разыскиваемый командующий армией!». Обер-лейтенант внимательно посмотрел на человека, а тот на ломаном немецком языке выдавил: «Не стреляйте, я генерал Власов», вынул и передал бумажник с документами».

Так же ход событий излагался в берлинской газете «Новое слово» от 19 июля 1942 г.

Иначе рассказывала об этом дочь старосты деревни Туховежи Валентина. Ее повествование передал мне московский поисковик А. А. Верховский. Девушке было тогда 18 лет. Она вспоминала, что к их дому подошел высокий военный, на его брюках были широкие лампасы, а из обоих карманов длинной шинели торчали рукоятки револьверов. Военный попросился переночевать, и ему отвели каменный сарай на окраине. Сердобольные женщины принесли ему хлеб, яйца, картошку, другую снедь. Он просил не запирать дверь на ночь, поскольку будет с женщиной. Власов и его спутница прожили в сарае около двух дней. Потом в Туховежи приехала немецкая машина. Власов вышел, остановил

ТАКОВЫ ДВЕ, СОВЕРШЕННО РАЗНЫЕ, ВЕР-

становить, какая подлинная, пожалуй, невозможно. Версия дочери старосты вызывает сомнения, и вот почему. Добровольная сдача Власова была бы очень выгодна немцам, ведь ни один из генералов Красной армии в плен не стремился, их захватывали ранеными либо при других исключительных обстоятельствах, а тут... Как не воспользоваться таким случаем немецким пропагандистам?! Но они этого не сделали.

Сам же Власов говорил о своем пленении, а не о добровольной сдаче. Впрочем, верить ему вряд ли стоит. Но почему «сдачей» не воспользовались советские следователи, которые вели дело Власова после его захвата в 1945 г.? Да, в последнем слове на процессе Власов заявил, что его «первым грехопадением была сдача в плен», но это ничего не доказывает — суд заботился о формальном признании вины, тем более, что приговор был подготовлен заранее, за неделю до первого судебного заседания, в специальном Постановлении ЦК ВКП(б) от 27 июля 1946 г. Создается впечатление, что «добровольную сдачу» придумали в НКВД и заставили ее усвоить как дочь старосты, так и самого старосту. Любопытно, что последний не был репрессирован, подобно другим «пособникам оккупантов», и умер своей смертью...

На мой взгляд, главное тут — позиция пропагандистов из ведомства И.Геббельса. Коль скоро они не воспользовались версией о добровольной сдаче Власова, значит, его действительно захватили.

Но в любом случае его предательство произошло после пленения. Это важно еще и потому, что кое-кто считает, что он «увел к немцам 2-ю Ударную». Меж тем ее остатки, после выхода из окружения, были пополнены, доведены до штатного количества, и обновленное соединение, сохранившее номер, участвовало в ликвидации блокады Ленинграда, в боях в Прибалтике и в Берлинской операции.

В плену Власов неоднократно предлагал немцам сформировать русскую армию «для борьбы с большевизмом», однако Гитлер не верил ему и подозревал, что тот готовит силы для удара в спину «Третьему рейху». Но имя Власова немцы стали использовать уже с осени 1942 г.; с тех пор наши воины всех изменников стали называть «власовцами» и с ними не церемонились. Иноземных врагов щадили, этих — нет.

...Только в ноябре 1944 г. Власову разрешили сформировать 10 дивизий «Русской освободительной народной армии» (РОА, или РОНА). К тому времени в распоряжение

Власов (первый слева) на скамье подсудимых. Конец РОА?

немцев имелось более миллиона «добровольных помощников» — бывших советских граждан, выполнявших не только шпионско-диверсионные задания, но и служивших в вермахте шоферами, подносчиками снарядов, оборонявших «Атлантический вал», воевавших с партизанами в центральной и западной Европе. Использовать их на Восточном фронте немцы не решались — бывало, подразделения «власовцев» целиком переходили на сторону народных мстителей.

К КОНЦУ ВОЙНЫ ВЛАСОВ УСПЕЛ сформировать одну дивизию (вторая готовилась) и резервную бригаду. Но не собирался вводить их в бои с Красной армией, а думал использовать их как весомый аргумент в переговорах с англичанами и американцами. В первом же бою на Восточном фронте 14 апреля 1945 г. он отвел свою дивизию под защиту берлинских укреплений, а потом направил в Альпы, чтобы дождаться американцев. В пути, 5 мая, он принял просьбу по радио о помощи из восставшей Праги и двинул дивизию на нее, чтобы выбить оттуда немцев и вручить освобожденную столицу янки. Но тут стало известно, что Прага войдет в советскую зону влияния, и чехи предложили Власову убираться. Дивизия вновь двинулась к Альпам. Власов же отправил к командующему союзными войсками генералу Д.Эйзенхауэру парламентера, но англо-американцы не простили «власовцам» своих больших потерь, понесенных при вторжении в Нормандию. Не хотели они и портить отношения с могущественным Советским Союзом, а также предстать перед миром пособниками предателей. Поэтому американцы передали вновь плененного (теперь уже ими) Власова советским властям.

Так отчего же видный военачальник, партиец с 12-летним стажем перешел на сторону врага? В составленном им письме «Почему я стал на путь борьбы с большевизмом» он разъяснял, что советская власть его не обижала, но большевизм унизил русский народ, разложил армию; что Сталин прикрылся русским патриотизмом, на деле же защищает интересы верхушки большевиков и решает задачи интернационального коммунизма; что русский народ должен бороться за национальные интересы и для этого использовать помощь Германии (не правда ли, нечто очень знакомое? — Ред.). Но идея Власова развязать гражданскую войну в условиях войны Отечественной натолкнулась на противодействие и немцев, и, главное, советского народа, который в большинстве своем тогда видел в ВКП(б) единственную силу, способную организовать сопротивление врагу и добиться победы. И наши бывшие союзники во Второй мировой войне не захотели иметь дело со столь одиозной персоной, как генерал-предатель.

Каковы были истинные причины и повод перехода генерала Власова к противнику, не столь существенно. Нынешняя история предоставила нам немало иных аналогичных примеров. Имя же Власова стало синонимом предателя. И таковым остается. ■