Техника - молодёжи 2002-04, страница 65поим - снимать чала «прямые» — цвета на пленке проявлялись с точностью до наоборот. Потом появились маскированные ролики для удобства работы при печати с лампами накаливания. И наконец, дорогу себе пробили слайды — фотоматериалы, сбалансированные по цвету. Но не по свету! А он — ой какой разный! Это глаз быстро адаптируется к солнцу, к сумеркам, к лампам накаливания, к люминесцентному освещению... А пленка — не может. Вот и выпускались диапозитивные материалы под стать тому или иному свету. Вставишь, бывало, в аппарат «дневной» слайд, а события-то меняются. Попал в ситуацию, где превалирует искусственный свет, нет смысла, а таскать две-три камеры с разными пленками — немыслимое дело. Выручал негатив ORWO NC, рассчитанный на смешанный свет, но люминесцентный и он не понимал: преобладала «зелень», страдало качество. Ох, и трудные же были времена! У «DiMAGE 7» проблема цветовой температуры решается одной кнопкой и колесом функций. Кнопка так и называется — «баланс белого». Ставишь рычажок на значение WB (White Balance) — и тебе на выбор: дневной свет, лампы накаливания, люминесцентный, тусклый, да еще так называемый пользовательский режим — это когда сам задаешь, какой преобладающий цвет нужен. Ну, просто мистика. В 1970 — 1980-е гг. шел эволюционный процесс совершенствования пленочной фототехники и фотоматериалов. Были у меня и «Практика» с «Пен-таконом», и «Асахи-пентакс» с «золотым глазом», и разные «Кеноны» с «Никонами»... Но однажды, в начале 80-х, мне крупно повезло: родной «Профиз-дат», где я работал в журнале «Изобретатель и рационализатор», каким-то образом заполучил два комплекта «Лейка-R-S электроник» с набором оптики, по тем временам максимальным: от «рыбьего глаза» до F-90. Стоила аппаратура бешеных денег — по 15 тыс. долл. за набор. Но тогда баксы в нашем Отечестве не ходили, и мы с моим коллегой и тезкой Юрием Рыб-чинским, которому достался второй комплект, только «спасибо» сказали директору «Профиздата». Двадцать лет камера служит мне верой и правдой и НИКОГДА не подводила, если только я сам ее не подводил. Я настолько к ней «прирос», что современные «Кеноны» и «Никоны», вроде бы и с лучшими параметрами, меня не трогают. «Лейка R-З» — оптимум для репортера, экзаменовавшего ее на Северном полюсе и в песках Туркмении, в царстве Нептуна и «плачущих» лесах Аджарии, в стопленочных репортажах с автопробегов и с не менее напряженных международных выставок... Касательно фотоматериалов: к концу 80-х и по пленке, и по бумаге, и по проекционной аппаратуре все «устаканилось» — проблем не стало, и мы, репортеры, вздохнули облегченно. Однако даже теперь никто из нас не может ручаться за результаты съемки, пока не просмотрит полученные на руки негативы. * * * Я слежу за развитием цифровой фототехники с самого ее появления на нашем рынке и скажу однозначно: такого темпа совершенствования не вижу нигде и ни в чем; даже компьютеры отстают, если учесть ту сложность и миниатюрность, которые имеют матрицы, оптимизирующие невообразимое количество параметров, которые задают им люди, не разбирающиеся в фотографии, но желающие получать хорошие результаты. Смотрю на крошечную панель данных «DiMAGE 7» и диву даюсь! Чего только не предусмотрели создатели этого чуда фототехники! Грамотно жми кнопки и снимай: портрет или пейзаж, или то и другое — в контражуре, или динамичные ситуации, или тексты. Хочешь — будет преимущество диафрагмы или выдержки, а можно все делать вручную. Не хочешь ничего — жми кнопку «Р», и камера сама выберет оптимальный режим. Желаешь снимать по одному кадру — пожалуйста, очередью — будьте любезны, по три снимка с разницей в полдиафрагмы в ту и другую сторону— без проблем, есть возможность снять даже 5-минутный видеоролик на соответствующую флэш-карту... Мало света не бывает. Если видишь, что выдержка меньше 1/30 с, ставь камеру на штатив или включай встроен ную вспышку — до 5 м работает четко. Если же надо море света — добавь дополнительный мощный блиц с «горячей пяткой», устанавливаемый на камере сверху. А сколько прочих тонкостей предусматривает программа! Тут и компенсация вспышки, и контраста, и цветовой насыщенности, экспозиции, и предупреждение о нестабильности (критичности) состояния самой камеры и источника питания... Моя «Лейка» — этот венец творения среди пленочных фотокамер — по всем перечисленным параметрам уступает камере «Minolta». Однако оптика у «Лейки» не имеет себе равных, и к уровню ее разрешения на пленке ISO 400 единиц лишь подтягиваются те 5,24 млн пикселей, что заложены в матрице «DiMAGE 7». И по оперативности у «Лейки» серьезное преимущество: «Minolta» фокусирует медленнее, чем я сам это делаю вручную. «Лейка» весома, так как сделана из хорошего металла: «в1зьмеш в руки — маеш вещь», ее нелегко качнуть. «Minolta» же слишком легка; она «мандражирует». «Лейка» не боится ни жары, ни холода. Помнится, на БАМе, в Тынде, термометры от мороза зашкалило, а в такую пору являются самые классные сюжеты. «Кеноны», «Никоны» и прочие «Кодаки» мерзли, как цуцики, а «Лейка» — «пахала». Камере «Minolta» такое и не снилось. Она теплолюбива, а значит — думать надо, товарищи создатели шедевра. Но есть такие преимущества у «циф-ровика», которые мне спать не дают и из-за которых я непременно приобрету «DiMAGE 7». Первое и главное — моментальный просмотр того, что отснято. Нажал кнопку — и вот оно, то, что будет жить всегда, как пленочный негатив, только записанное на флэш-карту. Если после разглядывания изображения с четырехкратным увеличением что-то не нравится — тут же сотри и сделай по возможности лучше. И на носителе останется именно то, во имя чего ты «преодолевал пространство и простор», претерпевал жару или стужу, недосыпал-недоедал... Тут-то и начинается второе преимущество. Когда есть оригинальный негатив или слайд — проблемы минимальные: отретушировать при печати неизбежные царапины и «марашки». А если в наличии только отпечаток, к тому же небольшого формата? Даже хорошее сканирование не обеспечит его идентичности с утраченным оригиналом, потому что в процессе фотопечати уже ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 4 2002 63 |