Техника - молодёжи 2002-09, страница 38

Техника - молодёжи 2002-09, страница 38

засыпать ангар грунтом, стянули открылки по дуге тягами 5. Выясняется, что распахнутые крылья 3 разгружают ворота от продольной нагрузки; не будь их, рамы ворот непременно бы повело внутрь ангара при прогибе его крыши. Как все хорошо продумано! Цилиндрическая форма сооружения обеспечивает повышенную жесткость, секции сами по себе имеют высокую продольную жесткость благодаря волнистому профилю, все элементы взаимозаменяемы. («Хорошее овощехранилище вышло бы», — скажет позже, осматривая его, старшина хозвзвода Кузьмич, когда остатки разбитого полка отойдут к Волге, а начальник Генерального штаба Германии генерал-полковник Ф.Гальдер запишет в своем дневнике: «1 сентября 1942 года. Хорошие успехи под Сталинградом».) «Не мешало бы подъездные пути к открылкам замаскировать, товарищ Полынный», — эксперт имел в виду растровую пленку со степным пейзажем, ту, что таскал с собой в обозе Кузьмич (см. «ТМ», №8 за этот год). «Подолынный, товарищ старший лейтенант, — поправил военный изобретатель. — А маскировку мы делаем; вон, видите, минометчики тянут сети».

Мы снова на позициях 106-го полка перед совхозом Юркина. Когда наши пехотинцы пошли в атаку, их, к горькому удивлению, встретил бешеный огонь немецких автоматов, а из-за совхозного поселка по нашим позициям ударили шестиствольные немецкие минометы. Непрекращающийся ливень огня, непрерывная бомбардировка с воздуха вызванными «юнкерсами» вынудили наступавшие роты залечь прямо на открытой местности, где нет ни кустика, ни бугорка. И в это время поднялись немцы. О, как же их много! И как же ухитрились они уцелеть, похоже, чуть ли не все до единого, под адовым огнем «сталинских органов»? Вот тут бы и вдарить новыми залпами, когда немцы поднялись в полный рост и, в свою очередь, оказались прекрасной мишенью. Но на том месте, где только что стояли гвардейские минометы, их уже не было — что называется, и след простыл. И вовремя: немецкие снаряды, перелетая через пехоту, рвались как раз там, откуда перед этим посылали свои огнехво-стые, длиннющие реактивные снаряды «катюши».

С осени 41-го немцы вели настоящую охоту за «сталинскими органами», как они окрестили наше реактивное оружие.

Сталинград в огне

Для вцепившихся в раскаленную, окаменевшую землю Абга-нерова солдат 29-й сд день 23 августа был, пожалуй, самым тихим. Поутру к ним не наведывались ни «рама», ни «фокке-ры» и «юнкерсы». На переднем крае сохранялось противостояние на прежней линии: ни та, ни другая стороны не поднимались ни в атаку, ни в контратаку; можно было подумать, что они заключили перемирие. Между тем в небе — неумолчный гул немецких бомбардировщиков. Летели они, как на параде, когда хотят продемонстрировать свою мощь: за «Юн-керсами-87» шли «Юнкерсы-88», и последними медленно наползали самые тяжелые — «Хейнкели-111». Бойцы, конечно, догадывались, куда катились эти волны. Удерживая свои рубежи на дальних подступах к Сталинграду, не позволяя себе отойти от них хотя бы на сотню метров, они не знали, что левое крыло 6-й армии Паулюса уже вышло к Волге у северной окраины города, что Сталинград уже корчится в кромешном аду от сброшенных на него десятков тысяч фугасных и зажигательных бомб, что в несколько часов город превратился в жуткие руины, потонувшие в пламени, дыму и кирпичной пыли, поднявшейся до самых небес и закрывшей их вместе с дневным светилом, как при затянувшемся солнечном затмении. Жара, сушь лишь помогали огню.

Враг в этот день не бомбил заводской район, рассчитывая захватить целыми цехи «Красного Октября», «Баррикад» и

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 9 2 0 0 2