Техника - молодёжи 2002-11, страница 36

Техника - молодёжи 2002-11, страница 36

понадобятся спортивные тренажеры, чтобы компенсировать изменения в организмах из-за малой гравитации (0,38 от земной). Опять — экономия веса.

И еще — те же 60 дней не требуют замкнутой системы жизнеобеспечения с рециркуляцией воды и кислорода. Для такого срока надежнее, да и выгоднее по массе, построить систему жизнеобеспечения «на расходах», то есть взять с собой полный запас всего необходимого.

После того как исследователи взлетят на околомарсианскую орбиту, они пристыкуются к межпланетному кораблю, и вся группа отправится домой. Опять-таки — сначала на ЖРД, потом — на ионных двигателях. Незадолго перед тем, как комплекс приблизится к Земле, космонавты перейдут в так называемый «корабль возвращения». Он отделится от корабля, сравнительно быстро выйдет на околоземную орбиту и пристыкуется к МКС. Там космонавтам придется пройти карантин. Рассматривается и вариант с карантином на Земле.

Пустой же марсианский корабль медленно (на ионной тяге) по спирали приблизится к Земле и только через месяц после того, как его покинут люди, тоже выйдет на околоземную орбиту, чтобы здесь ожидать новых исследователей Марса — ведь планы предусматривают десять таких полетов.

А первый полет к Марсу, если все пойдет по плану, состоится в 2014 — 2015 гг., однако высадки не будет — сперва необходимо проверить маршрут, подтвердить надежность техники, устранить недоработки, которые можно обнаружить только непосредственно в ходе долгого полета, выявить трудности, которые не предусмотришь заранее. Более того, авторы проекта полагают, что первым рейсом марсианского корабля может стать пролет... в окрестности Венеры. Дело в том, что возвращение с Марса, по соображениям баллисти-

Предположительный облик 3-мест-ного марсохода, вид спереди (а) и сбоку (б).

ки, пройдет по дуге, пробегающей куда ближе к Солнцу, чем орбита Земли. Это будет самый долгий и опасный этап всей марсианской миссии, и проверить в первую очередь надо бы его. Заодно в таком испытательном рейсе можно будет поизучать Венеру и Солнце. В 2016 — 2017 гг., рассчитывают наши конструкторы, состоится первая экспедиция с высадкой людей на Марсе.

Какие части марсианского корабля оптимально поручить проектировать и изготавливать иностранцам? Скажем, по ионным двигателям у американцев богатый опыт, как, впрочем, и у нас, но янки тут во многом впереди. Нам бы объединить усилия. Компьютеры, вообще вся электроника, системы связи — бесспорно, лучше получатся у иностранных фирм. Многие страны наверняка приложат руку и к разработке научного оборудования. А где сильны, где впереди мы? Это, конечно, космическая медицина, системы жизнеобеспечения, мощные ЖРД на криогенном топливе, скафандры... Марсоход на алюминиевых дровах также собираемся делать мы.

Специалисты особо отмечают, что полет на Марс может послужить катализатором для развития науки и техники вообще. Скажем, межпланетный корабль нужно будет собирать на орбите. Это 20 пусков по 30 т. Но носители такого класса запускают не так уж часто — дорого. Нужны будут совместные «усилия» новейшей американской ракеты «Атлас-5», французской «Ариан-5» и тяжелой модификации российской «Ангары». А чтобы снизить стоимость запусков, нужно подумать о многоразовых системах.

Каких? «Шаттл» слишком дорог. Новейшие разработки, типа американских Х-33, испытывают проблемы не только денежные, но и научно-тех

нические. Еще не скоро превратятся они в реальные носители, да и рассчитаны на несколько тонн груза.

Но можно поступить иначе. Есть наша разработка — многоразовый «Байкал» — ракета с поворотным крылом и турбореактивным двигателем для полета «домой» в атмосфере, уже после отделения верхних ступеней с полезным грузом (подробнее см. «ТМ», №10 за 2001 г.). На основе этого проекта инженеры намерены строить первые ступени для бу-

Будут ли «на Марсе яблони цвести»? Пока ученые спорят, допустимо ли заселять чужую планету образцами земной жизни, появляются любопытные технологии, которые в будущем могли бы помочь людям в преобразовании Красной планеты.

Некоторое время назад много шума наделало выступление сотрудника НАСА Криса Мак-Кея, который предложил своему ведомству отправить с одним из космических аппаратов на Марс зерно какого-либо растения. По мнению Мак-Кея, эксперимент помог бы разобраться, сможем ли мы когда-нибудь выращивать на Марсе растения, способные давать пищу будущим колонистам.

Против оригинального предложения Криса выступили его же коллеги. Мол, негоже нам заражать земной жизнью другую планету, на которой — еще есть надежда — возможно, существует жизнь собственная. К тому, же урезонивали Мак-Кея скептики, если мы и решимся когда-нибудь что-нибудь выращивать на Красной планете, то сможем поступить проще и продуктивнее. Можно ведь сначала на Земле воспроизвести почву Марса и его атмосферу, перепробовать в лабораторных условиях множество растений и сказать, годится ли какое-нибудь из них для чу-ждых условий. И вообще, озеленение Марса — дело далекого будущего, еще и подходящих технологий для этого нет. Однако скептики ошибаются.

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 112 0 0 2

34