Техника - молодёжи 2003-01, страница 66

Техника - молодёжи 2003-01, страница 66

ВРЕМЯ_ПРОСТРАНСТВО_.ЧЕЛОВЕК

большая коррцда

Татьяна БУРДАКОВА

Природа и человек — вечная тема раздумий для тех, кто познает мир не для того, чтобы его разгадать. Художник ценит «земное», оберегая в нем непреходящее.

Бессмертная природа — один из главных мотивов творчества Андрея Дячкина. Эта тема отчетливо прозвучала в его работах на недавней выставке в ЦДХ.

Выставка называлась «Море — Земля — Космос»; каждый из пяти ее участников как бы представлял «свою» стихию. Андрей Дяч-кин «выбрал» землю. «Этот мир питает меня как художника, правда жизни дает импульс для творчества», — говорит о себе мастер.

Он прожил в Казахстане 35 лет, потому, несмотря на обширную географию своих путешествий (от Азербайджана до Заполярья, от Русского Севера до Дальнего Востока), лучше всего знаком с этим краем.

Непривычно чувствовать, как природа не то что бы «оживает» на его акварелях, пастелях и гуашах. а попросту живет, с самого начала, с незапамятных времен, живет не скоротечной, а своей вечной жизнью: она ведь способна являться нам и так, и эдак. Здесь словно сосуществуют — и, пожалуй, на равных — «земное» и «вечное». И нет никакой антитезы. Просто вдруг видишь: это одно и то же...

Андрей Андреевич рассказал мне. из чего возникло его «Отчаяние». В Алма-Ате он из года в год наблюдал, как по весне обрезают карагачи. Это красивое южное дерево — карагач, хотя во всем его облике нет ничего прямого, ровного. Обыватель намеревается «облагородить» внешний вид города, а художник в упор смотрит на то. как механично обезображивают дерево. У зрителя же возникают свои ассоциации: исковерканная нами природа все равно сопротивляется, как-то живет дальше. Впрочем, сегодня многие, глядя на лист «Отчаяние», наверное, подумают о скорчившемся и почерневшем от горя человеческом существе, которое судорожно пытается в последний раз ухватиться за ускользающую жизнь..

Искореженные ли стихиями либо людьми, искривленные ли «от природы», деревья присутствуют во многих работах Андрея Дячкина. Пустынные саксаулы, степные карагачи, древняя верба, посаженная Тарасом Шевченко... Запечатлел художник и релик

товый тополь, причем его «Старая туранга» удивительно напоминает срез богатого на чудеса минерала. Если бы не тоненькие, слишком «земные» былинки... Собирание и обработка агата — одно из увлечений мастера; возможно, благодаря ему Дячкин нашел приемы, проявляющие на живописных листах скрытое единство вечного перевоплощения и неподвижности мира.

Выверенные геометрией линии появляются в работах художника лишь тогда, когда речь идет о человеке, смело внедряющемся в природу. Большинство из таких работ созданы в 60 — 70-е гг., когда Дячкин активно использовал технику линогравюры, g; офорта, акватинты. ъ Художник восхища- 5 ется всзможностя- § ми человека, но чув-ствует, что пробле- jg ма его взаимоотно- Р шений с природой глубока, многослойна и, может быть, неразрешима. Наше погружение в техногенное будущее — тоже прыжок в неизведанное. как на акватинте «Групповой прыжок»: со стороны неясно, куда — вперед или назад — несутся отчаянные земляне...

Неясно, и куда устремляются «улетающие птицы» с одноименной пастели — будто втягиваются в какой-то круговорот...

Непрерывную схватку человека с природой символизирует «Коррида». «Умерщвленная» природа предъявляет права на свою долю в глухой вселенской тоске. 1де же здесь победа человека?..

Есть художники, чьи картины потрясают ощущением хрупкости и беззащитности всего живого на земле. Особенно той «маленькой» жизни, что у нас «под ногами». Когда она снова взывает о помощи к исполину-человеку, тот, в очередной раз, покровительственно обещает ей свою защиту.

Андрей Дячкин предлагает иное видение. Вечная ящерица будет вечно дремать в полуденном зное на вечном своем саксауле, умиротворенная и невозмутимая, а ты можешь неторопливо ехать на лошади — тебя все равно почти не видать на заднем плане картины, — ехать, мечтая, вероятно, о том, как переделаешь на свой лад и пустыню, и все вокруг... если захочешь. Езжай себе и мечтай. А вечная «хозяйка пустыни» не замечает тебя. Нет ей до тебя дела. Потому что она знает: ты никогда не сможешь погубить Природу, а вот себя — пожалуй...

Независимая, неколебимая, неуничтожимая природа, почти равнодушная к тебе. Не хочешь — даже не любуйся ею.

Если можешь не любоваться.

Вот беглый набросок лишь одного из творческих ликов известного и очень интересного художника. Добавлю, что родился Андрей Дячкин 11 декабря 1928 г. в Донецкой облас

ти. Окончил графическое отделение Харьковского государственного художественного института. Заслуженный деятель искусств Казахской ССР. В Москве живет недавно, а вот некоторые его работы обосновались в нашей столице давно — в Центральном музее Революции, в музее Востока. Участвовал в двух персональных выставках в Алма-Ате, во всех Республиканских выставках Казахстана и многих Всесоюзных выставках бывшего СССР. «Море — Земля — Космос» — вторая и, будем надеяться, далеко не последняя московская выставка с участием Андрея Дячкина. ■

Главный редактор Александр Перевозчиков

Ответственный секретарь

и ведущ й редактор Анатолий Вершинский

Научный редактор Сергей Александров

Обозреватели и корреспонденты: Игорь Боечин Юрий Егоров, Вячеслав Жвирблис Станислав Зигуненко, Олег Курихин

Главный художник Валентин Примаков

Менеджер по рекламе Михаил Яговкин

Корректор Людмила Емельянова

Техническое обеспечение: Тамара Савельева (набор), Екатерина Ермакова (верстка), Ренат Фейзуллин, Антон Диденко, Андрей Цыганков, Игорь Макаров (цветоделение), Андрей Конюшков (компьютеры

Адрес редакции. 12f 15, Москва. А-15, Новодмитровская ул, д. 5а Телефакс: (095) 234-16-78. E-mail tmpress@hoteox ru • Тел. для справок - 234 16-78, 285-16-87, отдела распространения - 285-20-18 С предложениями по рекламе обращаться - тел.: 234-16-78: факс. 232-16-38 • Корпункт «ТМ в Санкт-Пе тербурге: 188305, Ленинградская обл.. Гатчина-5. а/я 16, КарленкоАлемащр Владимирович. Тел .(812) 126 45-09,(81271) 173-41: фвкс(812) 126-45-76 E-maS karpento-bastxyi@mal ru • За содержание рекламных материалов редакция ответственюс™ не несет •Подписка на «ТМ--иодексы по каталогу Роспечати 70973 (улучиенное полиграфическое испошение), для предприятий 72998 По каталогу АПР индекс 72098 (обще доступный выпуск «ТМ») • В розницу цена свободная • Редакция благодарит читателей и авторов, пристав-ших письма, статьи и другие материалы, и приносит извинения что не может ответхтъ каждому лично •Рукописи не возвращаются и не рецензируются • Журнал зарегистрирован в Мин. печати и информации РФ Per. № 012075 • Налоговая льгота - общероссийский классификатор продушин (Ж 005-93, том 2, 95 2000 - периодические и продолжающиеся издания (журналы, сборники/бюллетени) • Подл к печати тиштп, 30 12 2002 • Верстка, цветоделение и изготовление фотоформ тел: 285-56-25 I факс 234-16-78 • Отпечатано в Чеховском полиграфическом комбинате • Тираж 70 000,1-й завод 35 000 •Перепечатка в люба виде, полностью или частями, долу-скаетоя только с доеммь рели» • ISSN 0320 - 331ХвЭ «Техника-мо« «*■«■. 2003. № 1 (832)

-Чаказ 71

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 1 2003

64