Техника - молодёжи 2003-04, страница 64

Техника - молодёжи 2003-04, страница 64

цо»: взято в плен св. 91 тыс. чел. (в т.ч. 2500 офицеров и 24 генерала), уничтожено ок. 140 тыс. Завершилась наступат. операция сов. войск в Сталингр. битве.

Командование Закавказского фронта отдает приказ — сбросить с Эльбруса фашистские флаги и водрузить на его главах Государственные флаги СССР. Почетное задание доверено выполнить мастерам школы военного альпинизма. Воины-альпинисты выступили из Грузии тремя группами, имея целью первого этапа маршрута дойти до «Приюта одиннадцати» и там соединиться. Одна группа под командованием военинженера 3-го ранга А.Гусева направлялась на Эльбрус в обход через Крестовый перевал, две другие, руководимые лейтенантами Н.Гусаком и Н.Моренцом, — через перевалы Бечо и Донгуз-орун (см. ил. 1).

Февраль в Приэльбрусье — время метелей. Обмундирование бойцов — обычная зимняя одежда: полушубки, тулупы, шапки-ушанки, валенки. Из альпинистских принадлежностей — темные очки, кошки и ледорубы. Еще — автоматы. В зимнее время подъем от подножия Эльбруса до «Приюта одиннадцати» почти невозможен без лыж, а выше, по обледенелым склонам, — без остро отточенных кошек. Вот посмотрите на одну из их последних конструкций (патент РФ № 1725737,1992 г.). П-образное основание 1 и зубастый носок 2 шарнирно, посредством пальцев 3, соединены друг с другом (ил. 4). Переставляя пальцы в основании, можно регулировать длину кошек. Отличие от прототипа — патента Франции № 2381484, 1980 г. — авторы И.В. Балабанов и В.В. Николаев находят в усилении носа дополнительным ребром жесткости 4. Ребро плавно переходит под углом 90° в зубья 5. Их на носке в два раза больше, чем на пятке: не кошка — клещ. Чего стоят эти два передних зуба с пилообразной нарезкой! Держись, лед! А фирн-то (спрессованный крупнозернистый снег), фирн-то сам рассыпается от страха перед пилообразными клыками.

В февральскую стужу 1943 г. инструкторы альпинизма Любовь Каратаева и Андрей Грязнов поднялись без веревок и палаток по обледенелым склонам Дон-гуз-оруна, чтобы проложить путь группе Н.Моренца. Они прорубили ледовые ступени на опасных участках, а на горном хребте оставили гранату без запала с запиской: «Ребята, мы сейчас бьемся с фашистами. Нам тяжело. Мы вспоминаем и нашу счастливую довоенную жизнь... Желаем вам быть более счастливыми, чем были мы».

В воскресенье 7 февраля на привале на Ледовой базе Баксанского ущелья бойцы Л.Каратаева, А.Грязнов, Г.Сулак-велидзе, Н.Персиянинов, Б.Грачев и А.Немчинов сложили «Баксанскую» песню на мотив довоенной «Пусть дни проходят» композитора Б.Терентьева. Она начиналась словами: «Где снега тропинки заметают. Где лавины грозные шумят, Эту песнь сложил и распевает Альпинистов боевой отряд».

«Послушай, Люба. А кто там, в Тбилиси, предлагал тебе красивые тряпки?» —

«А ты заметил, Гоги? Не скажу, секрет». — «Не скажешь? Это не по-товарищески». Ребята насторожились, заинтересовались. Что за секрет может быть у всеобщей любимицы, песенницы, спортсменки, комсомолки? «Рассказывай, Люба», — настаивают бойцы. «Ну, ладно. Так и быть. Хотела сюрприз преподнести, да что с вами поделаешь». Выясняется, что изобретатели-москвичи, — их на тот период в Тбилиси было много, — предложили девушке испытать в экстремальных условиях электронагревательную ткань (патент РФ №№ 2182406, 2187907, 2002 г.). «Обмотаешься, девушка, ею. подключишь аккумуляторную батарею и согреешься в самый лютый холод», — соблазняли красавицу-альпинистку бескорыстные подвижники. А суть изобретения проста: ткань состоит из чередующихся нитей — электропроводных (резистивными называют их авторы) и неэлектропроводных. Нити присоединены к проводящим электрический ток шинам (ил. 5, а). Авторы В.И. Безукладов, И.А. Гриневич, А.В. Шелемех и другие наплели много модификаций такой ткани, на всю катушку используя закон Г. Р. Кирхгофа (1824 — 1887) насчет разветвленных токов (1847): хочешь греть поясницу — пристраивай к ней участок с большим количеством ре-зистивных нитей, хочешь спину — туда больше сопротивлений; можно оплести всю фигуру, пожелав любое поле температур. Не в конструкции дело, а в технологии, которой владеют авторы из «оборонки» — ноу-хау.

Пока Л.Г. Каратаеву уговаривали, подоспели коробейники из Риги со своей тканью — радиотехнической (а.с. СССР № 658191). «Не пожалеешь, девушка, — разворачивают рулон с горным пейзажем, — поет лучше гитары в диапазоне частот от 20 до 20000 Гц (нижний и верхний пороги частот, воспринимаемых человеческим ухом)». — «Как поет?» — удивляется Люба. «А так: натянешь на рамку — и выставляй против ветра. Все звуки гор поймаешь». Секрет ткани прост: основная и уточная нити со средней плотностью 10 нитей на один сантиметр с переплетением до 8 узлов на сантиметр по диагонали «А» покрыты термопластичным полимером, например, по-ливинилхлоридом (ПВХ) (ил. 5,6). «Бери, бери, пригодится в качестве антенны». И откуда они знают о задании? Военная тайна же. «Да нет. Они просто меня знают как инструктора военного альпинизма», — отшучивается Каратаева.

В понедельник 8 февраля 20 бойцов-альпинистов достигли высоты 4200 м. Передвигались осторожно: подступы к вершинам во многих местах оказались заминированными. В 300 м от гостиницы «Приют одиннадцати» бойцы залегли в снег: неизвестно, покинули фашисты гостиницу или притаились в засаде. Округлое вытянутое трехэтажное здание напоминало дирижабль, увязший в снегу (ил. 6). Дали несколько очередей из автоматов. Тишина. Лишь безжизненно поскрипывали на ветру сорванные куски цинкового покрытия. Двери сорваны с петель. Стекла выбиты. Саперы проверили помещение — нет ли мин. Оно ока

залось сильно захламленным. Под ногами снег, окаменелый хлеб, мерзлая картошка, искореженные огнем консервные банки — удирая с Эльбруса, немцы успели взорвать склад с боеприпасами и продовольствием. Ветер трепал страницы иллюстрированных журналов с портретом Грота на обложках, с фотографиями бравых егерей.

Разбушевался буран. Ветер валит с ног. Видимость нулевая. Подыматься в такую непогоду на Эльбрус — чистое безумие. Пришлось пережидать снежную бурю. Отогревались «чеченской буржуй

кой». Это нехитрое устройство было изобретено русскими солдатами во вторую чеченскую войну. В дырявый термос, не пригодный по прямому назначению, помещен змеевик 2, верхний конец которого соединен резиновой трубкой с медицинской капельницей 3, наполненной керосином (ил. 7). Приоткрыв краник капельницы, поджигают капельно-воздуш-ную смесь на выходе змеевика. Для этого служит окошко 4 со створкой. По мере разогрева емкости стекающий по змеевику керосин переходит в газообразное состояние и полностью сгорает на выходе. Ни одна керосинка, ни один примус не сравнится с тихой «буржуйкой». Она обладает еще одной уникальной способностью — гореть в разряженном воздухе, благодаря экономному потреблению кислорода нагретыми парами керосина. «Где ты ее достал?» — спрашивают восхищенные бойцы Николая Персиянино-ва. — «У юнлёта, инструктора юношеской лётной школы из подмосковного города Жуковского А.В. Лукина, побывавшего в Моздоке и Урус-Мартане».

Третьи сутки бушует буран на Эльбрусе. Ветер, как на гигантской флейте, завывает на все лады в пустом здании, наметает через выбитые окна сугробы снега. Да-а-а... Не позавидуешь одинокому путнику в такую ночь в пустой гостинице. Кровь стынет в жилах от бешеной игры горного духа. На что военные альпинисты мужественные люди, но и те вздрагивают от внезапных порывов, сотрясающих здание. «У-у-у...» — откатывается угрожающим воем ветровой натиск, чтобы с новой силой наброситься на приют.

«А помнишь, Алексей, — обращается Грачев к Немчинову, — какой альпинистский костюм предлагал тебе изобрета

ТЕХНИКА-МОЛОДЕЖИ 4 ' 2 0 0 3