Техника - молодёжи 2003-04, страница 65высокой Западной вершины Эльбруса. Пойдет группа Н.Гусака — шестеро наиболее опытных, наиболее выносливых. Руководители группы Николай Гусак до войны работал на Эльбрусе зимовщиком. В 1935 г. вместе с Александром Гусевым совершил зимнее восхождение на Эльбрус. Александр Сидоренко и Евгений Смирнов — тоже бывалые восходители. Политрук отряда Евгений Белецкий еще в 1937 г. первым в мире покорил памирские семитысячники — пик Ленина и пик Коммунизма. А бойцы — партизаны братья Габриэль и Бекну Хергуани выросли в Сванетии. Горы для них — дом родной. «Ты слышал, Николай, — обращается к Гусаку Гусев, — что в Терсколе сдался в плен унтер-офицер, которого ты спас до войны на лабиринте трещин у скал Пастухова?» Для Н.Гусака это приятная новость. «Проходит спесь у альпийских «героев». Скапутились фрицы. Вот снимем фашистский флаг, и полный капут». В 5 ч утра 13 февраля группа лейтенанта Н.Гусака покинула «Приют одиннадцати». Их встретил свирепый ветер. Согнувшись под ветром, тяжело дыша, то и дело останавливаясь для отдыха, шестеро альпинистов в тяжелых армейских тулупах и валенках брели к неразличимой в темноте и снежной мути вершине. Высота дает себя знать. Разговаривать нельзя — собьется дыхание. Лбы мокрые от пота, на лицах наросла ледяная корка. Видимость — не более 5 м. Впереди никаких ориентиров, но восходители идут уверенно — они знают: до самой седловины западный ветер должен дуть в левую щеку. В 12 ч дня шестерка была уже на седловине Эльбруса. Теперь ветер не мешает — защищает западная вершина. Дальше — круто вверх, подъем в три такта: «ледоруб-нога-нога». Сначала двумя руками вгоняешь древко ледоруба в снег, затем бьешь носком левой ноги в снежный склон, потом — правой. И поднявшись на два шажка, выдергиваешь ледоруб, чтобы снова вбить его выше. Монотонность работы отупляет, теряется ощущение времени, кажется, что барахтаешься на одном и том же месте. Мороз за 30", а спины намокли от пота... И вдруг — резкий ледяной порыв ветра. Это предвершинное плато! Ветер пытается опрокинуть людей. Круто наклонясь, почти ложась на него, восходители движутся к невидимой вершинной точке. Вот, наконец, и триангуляционная вышка. Рядом флагшток с об тель Маслов?» — «Еще бы! Прямо по фигуре обещал подогнать. Между прочим, оригинальный способ — покрывать ткань ворсом в электростатическом поле». Заинтересованные слушатели просят рассказать подробнее. Сущность изобретения В.Г. Маслова такова: манекен 1 соответствующей формы обтягивают тканью, предварительно покрытой мездрой или клеем, и помещают в камеру 2 (ил. 8). В ней находится металлический ящик 3 с сеткой на дне, в который насыпан ворс из искусственного или натурального меха. Манекен подсоединяют к отрицательному электроду, ящик с ворсом — к положительному. Под действием электростатического поля ворс через сетку устремляется к манекену. Тот соб. Еще за 15 лет до подачи его заявки ЦНИИ шелковой промышленности наладил выпуск изделий, имитирующих замшу, велюр или бархат, нанесением ворса длиной от 0,2 до 5 мм в электростатическом поле на непрерывно движущееся полотно (ил. 13, г) (см. статью «Ворс на бумаге» в журнале «Наука и жизнь», N9 6 за 1958, с. 67 — 68). Аппликации из таких материалов получили широкое распространение в художественных ремеслах. Да здравствует свободный Кавказ! Уже четыре дня бушевала на Эльбрусе непогода. Продукты кончались. Когда утихнет этот буран? Сколько времени придется еще отсиживаться? Никто не знал. 12 февраля по радио сообщили об вращают, и ворс равномерно покрывает все неровности фигуры. Альпинисты шутят: «Ты, Алексей, вместо манекена повисни на шесте, а Борис будет вращать тебя и ворсом посыпать. Шуба получится как влитая». — «Смотри, вот она! — показывают на эскиз костюма полярника (ил. 8, б). — А это что еще за дамочка рядом (ил. 8, в)? Уж не Люба ли? Ха-ха-ха! Как, Люба, нравится тебе костюм? Впору пройтись по Руставели (проспект в Тбилиси), всех модниц сразишь!» — «Да, ну вас, черти. Лучше бы сами прошлись в таких нарядах по перевалам. Давно бы егери разбежались, увидев «снежных людей». Упоминание о егерях настроило всех на серьезный лад, и Андрей Грязнов поставил точку в обсуждении одежды. «Лучше бурок и полушубков из овчины, что носят местные жители, пока ничего не придумано». Изобретатель В.Г. Маслов не получил авторского свидетельства на свой спо освобождении Краснодара. Это вызвало бурную радость и неотвратимое желание идти на вершины. Волны радио доносят приятную музыку: «Парапара-па, пам-пам-пам-парапарам...» — джазовая композиция «Читанога Чучу». Затем — задумчивый блюз «Серенада лунного света». Это мелодии из фильма «Серенада солнечной долины», вышедшего в 1941 г. Музыку исполняет автор, Гленн Миллер, с биг-бендом ВВС США. Музыка прекрасно ловится приемником альпинистов. ее передает английская радиостанция из Ирана. «Приют одиннадцати» обращен в его сторону, и на высоте 4500 м даже буран не помеха. «Там воюют, а мы здесь сидим. Больше ждать нельзя, — озвучивает мысли присутствующих политрук Е.А. Белецкий. — Надо идти, во чтобы это ни стало, во имя победы!» Альпинисты приняли решение: ночью 13 февраля выступить на штурм самой ТЕХНИКА — МОЛОДЕЖИ 4 ' 2 0 0 3 63 |