Техника - молодёжи 2003-09, страница 68

Техника - молодёжи 2003-09, страница 68

ВРЕМЯ

ПРОСТРАНСТВО.

.ЧЕЛОВЕК

Борису Гусеву 34 года и он самый европейский из русских художников. Возможно, в этом повинно то обстоятельство, что Гусев родился в городе Риге и жил в Риге до самого 1989 года? Как бы там ни было, Гусев вольно гуляет по всему наследию европейского искусства и чувствует себя там как дома. То, что он делает в живописи было бы невозможно, если бы до него не существовало абстракционизма, а сюрреалисты не выставляли бы в свое время свои галлюцинаторные холсты. Цветущая сложность картин Гусева именно и возникает из цветущей сложности общеевропейского культурного наследия. С русской живописной традицией у Гусева ничего нет общего. Я присутствовал при просмотре гусевских работ чиновниками Госдумы на предмет устройства там его выставки. «Интернациональным художником» заклеймили Гусева думцы. Выставка не состоялась.

Элегантный, тщательно одетый, чрезвычайно приветливый и друже-

любный, Гусев и внешне никак не похож на самый распространенный тип русского художника, небрежного забулдыги с бородой и в мятых штанах пузырями. В этом смысле Гусев «новый русский художник». Так же как проза и фотографии и коллажи Гусева, его холсты ежедневно празднуют, восхваляют, любуются современностью и купаются в современности. Мотоцикл ему интереснее пейзажа, бар, бутик, клуб, торговая марка описаны и облизаны им с такой тщательностью, с какой некогда голландцы писали свои натюрморты, а англичане скачки и лошадей. Поле деятельности художника — город и его атрибутика, человек и его производство, потребительство для Гусева не стыдный порок, но наслаждение.