Техника - молодёжи 2003-09, страница 65

Техника - молодёжи 2003-09, страница 65

Лаврентьев вспоминал: «Мысль о том. что металл ведет себя, как жидкость, многим казалась нелепой. Помню, мое первое выступление об этом в Академии артиллерийских наук было встречено со смехом.. Но мне удалось доказать, что при формировании кумулятивной струи и при пробивании брони возникают такие скорости, что прочностные и упругие силы становятся пренебрежимо малыми по сравнению с инерционными Гидродинамическую трактовку кумуляции поддержали М.В. Келдыш и Л И. Седов».

Теперь, ознакомив читателя с принципом действия кумулятивного снаряда, можно вернуться к дальнейшему описанию событий.

«Огонь!» — грохнул выстрел. Со 150 метров снаряд прошил бортовую броню самоходки. Машина встала, дернувшись на тор-сионах катков, и загорелась. Языки пламени вырвались сквозь зазоры корпуса, а при попытке экипажа эвакуироваться через задний люк башни оттуда повалил черный дым, и заметались красные сполохи: «Готов «Фер-дя»' Бей второго!» Из воспоминаний командира танка Pz-IV 2-й танковой группы Гудери-ана: «Когда снаряды попадают в наши танки, по большей части раздается глубокий затяжной взрыв, а затем ревущий гул вспыхнувшего бензина; гул, слава Богу, такой громкий, что мы не слышим воплей экипажа».

Наша броня

Почти все фронтовые резервы Центрального фронта были исчерпаны. Прекрасно зарекомендовал себя особый полк минеров. Вихрем проносились, исчезая за холмами, в балках, грузовики этого полка. В считанные минуты они засевали минами целые полосы перед движущимися танками врага, сковывая их маневры, подрывая танки А Модель продолжал вводить все новые и новые силы. Чем удержать его? И Рокоссовский решился на большой риск послал на главное направление свой последний резерв — полностью укомплектованный 9-й танковый корпус генерала С Н. Богданова, который прикрывал Курск с юга.

Танкисты генерала Богданова показали невиданное мастерство в боях с тяжелыми машинами. Танки KB-IC, вооруженные 85-мм пушкой, брали на себя «тигров» и «Фердинандов», а Т-34, обладая вдвое большей маневренностью, отстреливали средние танки Pz-IV (T-IV). Когда разгорался бой на пристанционном пространстве, расставленные в засадах за постройками два KB-1С, подпускали тяжелую технику, не трогая «мелочь». Вот по перрону залязгал «Фердинанд», остановился, выбирая цель по вспышкам выстрелов наших орудий. За ним, расширяя клин, шли три T-IV. Средние танки завязали бой; в дыму и огне разрывов, прикрывшись дымовой шашкой, вышел из-за водокачки KB-IC Набирая скорость, танк погнался по привокзальной площади за «Фердинандом», обогнав его и развернувшись поперек, выстрелил в борт поравняв шейся самоходки. Она остановилась и загорелась: 85-мм кумулятивный снаряд прожег броню Очередная танковая атака противника захлебнулась. Немцы в который раз были выбиты из Понырей и отошли к поселку Горелое для перегруппировки

При осмотре подбитых танков T-III и T-IV

наши военные обращают внимание, что немецкие конструкторы усилили бронезащиту башен, моторных отсеков и гусениц дополнительными листами. Попадаются машины, у которых броня покрыта шершавой огнеупорной обмазкой из асбеста. Ее немцы применяют как противопожарную защиту от наших термитных снарядов.

Экранирование немцами уязвимых участков машин не ново для советских конструкторов. Еще 1941 г. на Кировском заводе в Ленинграде (рис 5) усиливали броню башен 1 тяжелых танков KB дополнительными броневыми листами 2 толщиной 25—35 мм Они крепились болтами к стальным планкам 3, предварительно приваренным к башне. Зазор между основной и накладной броней закрывался жестяной полосой 4, прихваченной сваркой в нескольких местах к броне. В начале июля 1941 г. Кировский завод начал усиливать и бортовую броню танков KB (Клим Ворошилов). В результате единственным немецким орудием, способным бороться с KB, оказалась 88-мм зенитка.

Когда немцы применили на советском фронте кумулятивные снаряды, на наши танки, по предложению академика М А. Ла1 рентьева, начали устанавливать фартуки и фальшборты. К броне приваривались специальные стойки и косынки длиною 200— 250 мм, а к ним, в свою очередь, — листы небольшой толщины 10—15 мм. Внешний лист отклонял кумулятивную струю. В два раза (до 400 мм) удлинялся ее путь по кривой до основной брони. На таком расстоянии огненная стрела теряла свое прожигающее действие.

Но еще задолго до накладной брони и фальшбортов в отечественном бронестрое-нии применялась разделенная броня. По предложению конструктора К.К. Сиркена в 1919—20 гг. на бронепоездах, переоборудуемых Брянским паровозостроительным заводом, устанавливали трехслойную броню. Она состояла из наружного и внутреннего стальных листов, разделенных 25-мм прослойкой из стальной стружки Снаряд срабатывал при ударе во внешний лист бронировки, стружка поглощала энергию взрыва, а второй лист препятствовал проникновению осколков в каземат.

Удивительно качество брони наших танков! При осмотре танка Т-34 лейтенанта И.С. Еременко уничтожившего три противотанковых пушки, крупнокалиберный пулемет, десятки фашистов, на броне насчитали до 50 вмятин от пуль, осколков, снарядов. «Глубокая броня, — похлопывает лейтенант корпус своей машины, — она и должна быть глубокой». — «Что вы имеете в виду? — спрашивает журналист танкиста. — Вы, наверное, хотели сказать: толстой?» — «Нет, не толстой. Броню перетолстишь — обязательно на ходу или на маневре скажется. И перезакалять тоже нельзя. Перезакаленная и пе-рекрепченная броня слишком уж серьезно удар на себя берет... Потому и крошится при ударе. Чужой снаряд не пустит, а своими осколками и побьет. Броня, — заключил лейтенант, — глубокой должна быть».

Уральские металлурги — хранители давних традиций, сумели создать особую связь цепкость внутри брони. Они не просто варили-прокатывали, а как бы вязали-увязывали петелька в петельку, колечко в колечко, как кольчугу. Вот и выходила она, наша броня,

не только твердой, но и вязкой — вязаной как бы, то есть глубокой. Откуда такое мастерство? Из глубины веков по цепочке — от безымянных литейщиков до всемирно известных металлургов: П.П Аносова (раскрыл секреты булатной стали), Д К Чернова, Н.С. Курнакова, В.Е. Грум-Гржимайло, М.А. Павлова, А.А. Байкова И.П. Бардина. И цепочка эта не обрывается, а продолжается. Судите сами, каких высот достигло литейное дело. Отливаем траки из высокомарганцовистой стали 110Г13 (1,1% С 13% Мп) Она характеризуется высоким сопротивлением износу при трении о песок, щебенку, другие грунтовые материалы Вот у подбитого танка гусеничные траки отполированы землей до блеска. Чувствуется дефицит марганца, и немцы заменяют его кремнием Траков требуется десятки тысяч. Производство массовое, поэтому литье выгодно вести в стальной кокиль (разъемную форму) с принудительным охлаждением. Кокили поочередно подходят на конвейере под ковш, и из него выливается порция жидкого гомогенизированного (выдержанного при постоянной температуре 1150°С для придания однородности структуры) металла Охлаждение жидкого металла проводится с замедляющейся скоростью в интервале температур фазовых превращений (авт. св СССР № 404556,1973 г.), затем кокиль подогревается (авт. св. СССР № 671918,1979 г.), периодически охлаждается и подогревается с чередованием не менее двух раз (патент РФ № 2101129, 1998 г.). В результате получается мелкозернистая структура без карбидов по границам зерен, дендридов и неоднородных примесей. Авторы из МГТУ им.

Н Э. Баумана, ЦНИИЧермета, московского завода «Серп и молот» А. В Супов, Н М. Александрова, Р.В Какабадзе и другие (их всего семеро) назвали способ загадочно ИНКО ИНКО расшифровывается как импульсно-непрерывная кристаллизация отливок. Таков прогресс литья всего за четверть века от первого аналога (авт. св. № 404556)

Но вернемся в 1942-й на Уралмашзавод. Там замечательные металлурги Д.Я. Бадя-гин, И.А Маслов, И.С. Исаев осваивают массовое литье танковых башен. Для сварных башен не хватает кузнечно-прессового оборудования изготавливающего броневые листы. Литые башни должны ликвидировать этот дефицит. Башня танка, его «каска» и боевая рубка — это громадная отливка. Чтобы заполнить замысловатый лабиринт ее формы, надо умело «играть» температурой металла учитывать тягу структуры при охлаждении на разных участках, сгустки металла и полости. Первые башни отливали в котлованах, как когда-то лили колокола, но башни остывали медленно, для массового производства такой способ не подходил Особый метод приготовления формовочной

Т Е X Н ИКА —МОЛОДЕЖИ 9 2 0 0 3

62